"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (март 2008 года)
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/
  80 лет со дня рождения Габриеля Хосе Гарсия Маркеса (1928), колумбийского писателя   180 лет со дня рождения Генрика Ибсена (1828-1906), норвежского драматурга
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   525 лет со дня рождения Рафаэля (Рафаэлло Санти Санцио) (1483-1520), итальянского художника, архитектора   155 лет со дня рождения Винсента (Винсента Виллема) ван Гога (1853-1890), голландского художника
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  330 лет со дня рождения Антонио Вивальди (1678-1741), итальянского композитора, скрипача   190 лет со дня рождения Мариуса Петипа (1818-1910), русского балетмейстера
 
 
 
 
         
   
 

Хосе Габриель Гарсия Маркес родился 6 марта 1928 в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда – отставного полковника, участника гражданской войны 1899–1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя. В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в газете Боготы «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть «Третий отказ», написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение 6 лет печатались отдельные рассказы Маркеса. К 1950 г . относятся первые заметки к роману «Дом» – прообразу романа «Сто лет одиночества». В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва», в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества – одна из центральных в творчестве Маркеса. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности – к 1957 работа была завершена. Герой повести– отставной полковник, ожидающий в нищете, безвестности и глуши пенсию, обещанную ему за подвиг, совершенный в годы гражданской войны между консерваторами и либералами. Это безнадежное ожидание, как и сохранение боевого петуха, принадлежавшего его сыну, расстрелянному за распространение листовок, является единственным смыслом его существования. В 1961 перебрался в Мехико. Отдельным изданием выходит повесть «Полковнику никто не пишет». Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества», опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей. Роман вызвал «литературное землетрясение» – первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки, он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм». Основные черты направления – точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». 

   
  Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, он в своих пьесах последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Сюжетная структура его пьес выстроена настолько жестко, что порой граничит с тенденциозностью, однако в них действуют отнюдь не схематичные, а живые и многогранные герои. Подспудный нравственный релятивизм Ибсена в сочетании с «железной» и даже тенденциозной логикой развития сюжета позволяет трактовать его пьесы чрезвычайно многообразно. Так, Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, – темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения.
   
  Рафаэлло Санти родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города. В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.
   
  Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины, и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Эксцентричное поведение Ван Гога, усугублявшееся застенчивостью, оттолкнуло от него тех, кто хотел ему помочь. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества, и часто изображал ее на картинах. В работах 1883–1885 гг начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни. Первая большая картина, созданная в этот  период – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. В Париже Ван Гог поступил в мастерскую художника-академиста Фернана Кормона, однако гораздо важнее для него было знакомство с живописью импрессионистов. Он встречался со многими молодыми художниками, в том числе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Жоржем Сера. Они научили его ценить японскую гравюру; ее линейный рисунок, плоскостность и отсутствие моделировки оказали большое воздействие на формирование новой живописной манеры Ван Гога. В южнофранцузском Арле он нашел обилие сельских сюжетов, которые так любил писать. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. Эстетическая философия Гогена была неприемлема для Ван Гога; их споры становились все напряженнее и ожесточеннее. 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. В течение следующего года его рассудок временами прояснялся, и тогда он бросался писать; но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью. В это время он написал знаменитые пейзажи с кипарисами и оливами, натюрморты с цветами и копировал по репродукциям картины своих любимых художников Милле и Делакруа. В мае 1890 Ван Гог почувствовал себя лучше, покинул приют и, вернувшись на север, поселился в Овер-сюр-Уаз у доктора Поля Гаше, интересовавшегося искусством и психиатрией. В Овере художник написал свои последние работы – два портрета доктора Гаше (Париж, музей Д'Орсе, и Нью-Йорк, коллекция Зигфрида Крамарски). Последние картины Ван Гога – виды пшеничных полей под жарким тревожным небом, в которых он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество». В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в яркой прозе нескольких сот писем, адресованных в основном брату.
   
  Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678. Первым учителем Вивальди был его отец, скрипач собора св. Марка. В 1703 Вивальди принял сан священника, с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который славился как лучшая в городе музыкальная школа для девочек. В Венеции главной его обязанностью было сочинение музыки, и он сочинял с редкой легкостью и быстротой. В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений. Однако как современники, так и следующие поколения выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. Вивальди в меньшей степени был связан с традициями прошлого и стремился скорее к выразительности, нежели к выписыванию деталей. Долгое время наследие Вивальди было известно по ограниченному числу напечатанных произведений, и только в 20 в. было предпринято издание полного собрания его инструментальных опусов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов для самых разнообразных составов. Вдохновение Вивальди нуждалось в оркестре; его сонаты вполне соответствуют стилю эпохи. Среди концертов многие написаны для одной и более скрипок, но немало и для духовых инструментов, в том числе 38 концертов для фагота; два концерта написаны для двух мандолин и несколько – для необычных инструментальных составов, например, для двух скрипок и двух органов. Иногда, особенно в скрипичных концертах, Вивальди не может преодолеть искушения продемонстрировать растущие технические возможности инструмента, и музыкальное содержание таких сочинений не слишком богато. С другой стороны, присущее композитору острое инструментальное чутье позволяет достигать звуковых эффектов необычайной красоты, как, например, в исключительно выразительной и оригинальной медленной части концерта для четырех скрипок си минор из опуса 3 (впоследствии И.С.Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Вивальди создал очаровательные и блестящие по фактуре концерты для флейты; его концерты для фагота требуют от исполнителя превосходной техники, раскрывая при этом и лирические, кантиленные возможности инструмента. Часто начальные темы концертов Вивальди – энергичные, моторные, но самая сильная и привлекательная сторона его дарования – лирическая. Медленные части его сочинений, особенно скрипичных концертов, по форме подобны небольшой трехчастной оперной арии, где материал экспозиции повторяется в репризе; великолепный пример – сицилиана из ре-минорного концерта (из опуса 3), отмеченная также интересным гармоническим письмом. Следует упомянуть также знаменитые четыре концерта Времена года (№ 1–4 из опуса 8).
   
  Мариус Иванович Петипа родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца – Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842–1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 – балетмейстера, а с 1869 – главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье «Пахита» (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье «Сатанилла» (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро «Эсмеральда» (музыка Ц.Пуни), «Фауст» (музыка Пуни и Дж.Паниццы), «Корсар» (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой «Дочери Фараона» (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в. Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в «Баядерк»е (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским («Спящая красавица», 1890; отдельные эпизоды «Лебединого озера», 1895) и А.К.Глазуновым («Раймонда», 1898). Уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

наверх

Hosted by uCoz