"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (сентябрь 2007 года)
/январь-декабрь 2007/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/октябрь/ноябрь/декабрь/
 

145 лет со дня рождения О'Генри (Уильяма Сидни Портера), американского писателя (1862-1910)

(подробнее)

 

110 лет со дня рождения Уильяма Фолкнера, американского писателя (1897-1962)

(подробнее)

о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки  

95 лет со дня рождения Херлуфа Бидструпа, датского карикатуриста (1912-1988)

(подробнее)

 

195 лет  Бородинскому сражению (1812)

(подробнее)

новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
 

150 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, советского ученого, изобретателя (1857-1935)

(подробнее)

 

190 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого, русского  поэта, писателя, драматурга (1817-1875)

(подробнее)

 
 
 
 
         
   
  О. Генри - сын врача, рано лишился матери, получил образование в частной школе. Детство и отрочество его пришлись на годы Реконструкции Юга. В 17 лет стал работать в местной аптеке, получив позднее диплом фармацевта. В 1882 году отправился в Техас, два года провел на ранчо, затем обосновался в Остине, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник "Роллинг Стоун", почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с обнаруженной, хотя и возмещенной его родными, недостачей. Освобожденный после предварительного следствия под залог, поселился в Хьюстоне, где в газете "Дейли пост" началась его профессиональная журналистская и литературная деятельность. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены, был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате. 1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо, где работал аптекарем при тюремной больнице, в часы ночных дежурств писал рассказы, которые нелегальным путем посылались в журналы. Три рассказа были напечатаны в нью-йорской прессе, тогда же возник и псевдоним. Тюремные годы можно считать периодом формирования писательской индивидуальности О. Генри. После досрочного освобождения и восьми месяцев жизни в Питтсбурге (где находились его родственники) переселяется в Нью-Йорк. Здесь налаживаются его связи с крупнейшими газетами и журналами, выходят первые книги, он становится одним из популярнейших американских авторов. Все этапы пестрой и драматической судьбы писателя нашли преломление в сюжетах его новелл. Неподражаемый мастер блестяще построенной, "закругленной" фабулы, с ее характерной "двойной" развязкой (первая - ложная, вторая - неожиданная) создал великое множество выразительнейших "образов-масок".  О. Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений: гуманизм, независимая демократичность, зоркость художника к социальным приметам своего времени дали возможность этому сторонящемуся больших общественных проблем писателю, у которого юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и негодованием, создать уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополий - многоликого, притягательного, загадочного и жестокого метрополиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев. При всей своей оригинальности новелла О. Генри - явление чисто американское, смыкающееся с национальными литературными традициями. О. Генри по-прежнему занимает прочное место среди постоянно перечитываемых авторов во многих странах мира.
   
 

Уильям Фолкнер (в 1924 году, при издании своей первой книги, он добавил к своей фамилии букву U и стал писать ее Faulkner вместо Falkner) родился в Нью-Олбани, в штате Миссисипи, был старшим из четырех сыновей и вырос в Оксфорде. Фолкнер получил имя в честь своего прадедушки, полковника Уильяма К. Фолкнера, участника гражданской войны, сколотившего состояние при прокладке железных дорог и одновременно бывшего автором популярных романов. После того как принадлежавшая семье железная дорога была продана, отец Фолкнера обзавелся платной конюшней и скобяной лавкой в Оксфорде и в конце концов стал управляющим делами в университете. Несмотря на страстную любовь к чтению, Уильям Фолкнер учился довольно слабо и был исключен из старших классов школы. Ему пришлось пойти работать счетоводом в банк своего деда. Места работы и профессии он менял часто. В литературе Фолкнер дебютировал циклом стихов «Мраморный фавн» (1924), в котором заметно ощущается влияние поэзии французских символистов. В подражание «Человеческой комедии» Бальзака Фолкнер предпринял попытку художественного воссоздания места действия и его истории в ряде романов с повторяющимися персонажами и постепенно развивающимся сюжетом, который повествовал о взлете и крахе Юга со времен вытеснения индейцев, образования общества плантаторов и присущего ему рыцарского кодекса чести и вплоть до трагедии рабства и замены прежних ценностей современными ценностями меркантильного, стяжательского Севера. Фолкнеровский цикл о рае, потерянном по вине ограниченности человеческих возможностей и безудержных страстей, воплощен в повествовании о различных персонажах и историях их семей, в хронике региона и в прошлом, которое Фолкнер возвышает до уровня мифа и вселенского обобщения, показывая комическое и трагическое в жизни своих Сарторисов, Компсонов, Мак-Каслинов, Бандренсов, Сноупсов и других. Их истории зачастую преломляются в многочисленных повествовательных перспективах, нелинейной последовательности времени и неясном, изменчивом, полном намеков и недомолвок стиле. К примеру, «Шум и ярость» (1929) - история упадка семейства Компсонов, рассказанная от лица ее четырех представителей, самым запоминающимся из которых становится слабоумный Бенджи. Фолкнер строит роман таким образом, что откровение снисходит постепенно, при переплетении потоков сознания нескольких персонажей и при создании весьма символичного узора. Несмотря на шумную славу во Франции и в небольшом кругу писателей, проза Фолкнера так и не получила признания более широкой аудитории - за исключением экранизированного романа «Святилище»: история изнасилованной и ступившей на путь проституции школьницы. Это привело к работе Фолкнера в Голливуде в качестве сценариста и «доработчика» чужих сценариев, прежде чем он достиг пика славы при получении Нобелевской премии по литературе в 1949 году. Поселившись неподалеку от Виргинского университета, Фолкнер завершил свою карьеру в некоторой растерянности от собственного успеха и зачастую выдавал себя за простого фермера, а не за всемирно известного писателя.

   
  Херлуф Бидструп в - еличайший датский художник. Его творчество включает в себя карикатуры, политические шаржи, путевые заметки. Учился в АХ в Копенгагене (1931—35). Автор серий юмористических и сатирических рисунков на бытовые темы и (с 1940) политических карикатур, публикуемых в газетах (с 1936 — в «Сосиаль-демократен», с 1945 — в коммунистической «Ланд ог фольк»). Он создал серии зарисовок из поездок по Чехословакии (1948, 1952), СССР (1952) и другим странам. Бидструп - один из наиболее известных карикатуристов. Его рисунки и карикатуры издаются во многих странах, на востоке и на западе. Херлуф Бидструп учился живописи в копенгагенской Академии Художеств, но известность и признание завоевал он своими превосходными меткими рисунками. Те, кто мало знаком с творчеством Бидструпа, считают его только юмористом. Однако политическая сторона карикатур не уступает по силе задушевному юмору, характерному для серий его рисунков. Большая часть серийных картинок Бидструпа создана им на основе личного опыта, собственных переживаний. Каждый, кто внимательно рассматривает эти картинки, находит, что за юмором в них сплошь и рядом скрывается глубокий подтекст. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1964).
   
  К. Э Циолковский родился в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего. Циолковского по  праву считают основоположником современной космонавтики. Планы и проекты ученого-самоучки  имели невероятный, поистине космический размах (принесший ему при жизни репутацию  прожектера), а его чертежи легли в основу проектирования современных космических  аппаратов. В широкий круг интересов Циолковского входили такие научные проблемы,  как теория газов, механика животного организма, межпланетные путешествия, исследование  мировых пространств реактивными приборами, поезда на воздушной подушке, основы  теории ракет и жидкостного ракетного двигателя, задача посадки космического аппарата  на поверхность планет, лишенных атмосферы. В своих философско-художественных трудах  ученый развил целую "космическую философию", которая опирается на идею "атома". В 1932 году "за особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное  значение для экономической мощи и обороны Союза ССР" он был награжден орденом Трудового  Красного Знамени. Своим наставником Циолковского считали Сергей Королев и Фридрих  Цандер. С Калугой и Калужским краем связана почти вся сознательная жизнь великого  русского ученого, основоположника теории реактивного движения и межпланетных сообщений,  одного из теоретиков авиации и воздухоплавания, писателя-фантаста, основоположника  космонавтики, всю жизнь стремившегося "хоть немного продвинуть человечество вперед". Свою трудовую деятельность в Боровском уездном  училище в качестве учителя арифметики и геометрии. Здесь же, в Боровске, началась  серьезная научная работа Циолковского. В 1883 году он работает над рукописью "Свободное пространство", в которой впервые высказывает мысли о возможности покорения космического  пространства с помощью реактивного прибора. Одновременно  занимался вопросами воздухоплавания. Результатом долгих раздумий, исканий и расчетов  явилась его большая работа "Теория и опыт аэростата". Эта работа - первый в мире  труд о дирижабле переменного объема с металлической оболочкой.В 1892 году, после  12-летней работы в Боровском уездном училище, он как талантливый преподаватель  был переведен в Калужское уездное училище. В 1894 году Циолковским была написана повесть  "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения", в которой он высказал свои  соображения по проблеме сообщений в мировом пространстве и возможности создания искусственных  спутников Земли. За период с 1898 по 1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16  статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики, а также закончил работу "Исследование  мировых пространств реактивными приборами". В этой книге ученый говорил о способах  осуществления космического полета с помощью ракеты, приводил вычисления, подтверждающие  возможность постройки такой ракеты. В 1932 году за заслуги в развитии науки и техники  К.Э.Циолковский был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Циолковский  19 сентября 1935 года. Ученого похоронили в одном из самых любимых мест его отдыха  - городском парке. 24 ноября 1936 года над местом захоронения был открыт обелиск.
   
  Алексей Константинович Толстой родился в  селе  Красный Рог, ныне Почепский район Брянской области, граф, русский писатель. В 1836 году сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 года занимал различные придворные посты. В 1840-х годах формируется талант Толстого - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 1850-60-е годах) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 году печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 1850-х годов сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 году Толстой отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи. В произведениях Толстого отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой. Основные достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Толстой, рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Федора" был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров. Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно", "То было раннею весной"). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Рубинштейном, Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.)
   
  Бородинское сражение 1812 г . Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г . между русскими и французскими армиями. Состоялось 26 августа 1812 г . у села Бородино. Правый фланг и центр позиции занимали войска 1-й армии (М. Б. Барклай-де-Толли), левый фланг силы 2-й армии (п. И-Багратион). Общая численность русской армии составляла 154,8 тыс. чел., включая II тыс. казаков и 28,5 тыс. ополченцев при 640 орудиях. Французская армия имела 133,8 тыс. чел. и 587 орудий. Битва началась в 5 ч 30 мин утра канонадой с обеих сторон. Вскоре войска вице-короля Италии Е. Богарнэ овладели с. Бородино и выдвинули туда артиллерийские батареи. Наполеон попытался сломить оборону войск Багратиона. Ему удалось это сделать лишь после ряда упорных атак, ценой больших потерь. В битве был смертельно ранен сам Багратион, замененный П. П. Коновницыным. После атаки на левый фланг Наполеон перенес главное направление удара на центр русской армии, открыв против него огонь из 400 орудий. В этих условиях Кутузов перебросил часть сил с правого фланга. В результате французы не смогли прорвать центр русской армии. С наступлением темноты обе армии были отведены с поля боя. Французы потеряли, по их оценкам, свыше 28 тыс. чел., а по данным русских, от 50 до 58 тыс. чел., в том числе 49 генералов. Потери русских сил составили 45,6 тыс. чел., в том числе 29 генералов. Первоначально русская армия собиралась утром продолжить бой. Однако расстройство рядов и отсутствие сильных резервов (их было не более 5 тыс. чел., в то время, как у французов - 19 тыс.) вынудили Кутузова оставить поле сражения и отвести армию к Москве. Коренной перелом в войне в результате этой битвы так и не наступил. Ошибки Кутузова компенсировали мужество и героизм русских солдат и офицеров. и др.).

наверх

Hosted by uCoz