"Этот второй мир обогащает человека" | ЭКСКУРСИЯ ПО КНИГАМ МИРА | ||
/1/2/ | |||
Милан Кундера удивителен тем, что в начале “Невыносимой лёгкости бытия” он раскрывает - вроде бы! - все карты. Ну, прямо-таки философский трактат (или выдержка из него) на тему “вечного возвращения”. Тут тебе и Ницше, и Парменид. И “обманутый” читатель начинает лихо листать страницы романа о любви Томаша и Терезы. “Докатывается” до конца и ошеломленно говорит: “чего-то я не понял”. Т.е. непонятно, зачем этот “трактат”, если в сюжете “ничего такого нет”. И начинается работа души. Вновь прочитывается роман. А затем - снова. И наконец что-то начинает “маячить”. Понимаешь, что в жизни Томаша возобладала бы “лёгкость бытия”, если бы не вторгся пришелец другой реальности (той, что обозначена в мифологеме “вечного возвращения”). Имя этому пришельцу - ответственность, качество его - невыносимость. Томаш выдержал и то, и другое. | |||
о писателях | |||
календарь месяца | |||
чтение для души | |||
портрет книги | |||
экскурсия по книгам мира | |||
книжные новинки | |||
новинки нашей библиотеки | |||
это интересно знать |
Ах, какое чудо этот Орхан Памук. Какое чудо у него - “Чёрная книга”. Он дал нам возможность вновь окунуться в Пруста. В неожиданного Пруста. В турецкого, образца 89 года. И главная героиня “Чёрной книги” -Рюйя - даже для самого Орхана стала реальной. Именно ей он посвящает “Меня зовут Красный” (роман, завоевавший Дублинскую премию!). Благодаря Памуку мы вновь вспомнили завещание Пруста: человек - это усилие быть человеком. Усилие расшифровать знаки, а значит осуществлять единственную миссию человека на Земле -второе рождение. Орхан Памук подарил нам женщину -Рюйю, - которой, вероятно, в колыбель был положен этот ДАР: войти в “загадочный мир вторых смыслов”. Она так часто уходила в “новый мир” (определение самого Памука), что ей однажды просто стал невыносим мир, который мы зовём “реальностью”, не подозревая, что эта майя (иллюзия), наполненная социумными стереотипами. ...Господи, что бы мы делали без литературы, без великой литературы, к которой - безусловно -относятся и Абэ, и Кундера, и Памук. Я это к тому, что вчера было очередное застолье, на кафедре, где я работаю (и где обязывают быть на “совместных” мероприятиях). Боже, прости меня (если это гордыня), но два потерянных часа я только и думала, смотря на “жрущую и хохочущую компанию”: разве это люди?! ... И в ушах этот постоянный вербальный мусор вчерашнего дня. Чтобы я делала, если бы не было возможности сейчас печатать “...Что движет солнца и светила” и тем самым очищаться?! Очищаться чудесным словом Орхана Памука. |
||
это весело | |||
домой | |||
Роман Харуки Мураками “К востоку от границы, на запад от солнца”. Представьте, что вы читаете Сэлинджера “Над пропастью во ржи” (именно в таком тоне написаны муракамовские “Слушай песню ветра”, “Пинбол 1973”) и -вдруг! - в тексте Сэлинджера “Дневник Анны Франк” (причём не только реальный, но и воображаемый: что написала бы Анна, останься она в живых, и достигни 40 лет!).Роман Мураками поражает не только сюжетом, но и глубинной метафизикой. Отношения с Симамото, пришедшей к герою то ли во сне, то ли в состоянии глубокой задумчивости, оказываются более реальны, чем его отношения с социумом, с женой - олицетворением этого социума - несмотря на всю её положительность, с дочерьми, с тестем... А главное, роман оставляет надежду, что “второе рождение” Хадзимэ (главного героя) будет длиться: - Я оставался в мыслях с этим морем, пока кто-то не вошёл в комнату и тихо не положил руки мне на спину. Очень часто (особенно от молодых) я слышу вопрос: зачем “вешать лапшу на уши” (имеется в виду большая литература о большой любви - условно назовём это так)?! Причём, обратите внимание, что в середине XX столетия такого вопроса в таком количестве ещё не задавали. Вероятно, была уверенность, что - в порядке исключения - такие феномены в жизни существуют, а значит, литература должна их - с помощью образного ряда - воспроизводить. Понадобился бестселлер Э. Фромма “Искусство любить” (1956 г.) и последующие 40-50 лет, чтобы констатировать: любви как таковой нет, есть её суррогаты. Возникает вопрос: какую роль призваны сыграть вышеперечисленные книги? Мне кажется, напоминать человеку вновь и вновь о его главной обязанности - любить, о его главной ответственности (перед собой и миром!) -сохранить любовь. А всё остальное уляжется и образуется. М. Араева ("Книголюб")
|
|
||