|
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ | ||
о писателях |
Где похоронен Пушкин? |
||
Ответ очевиден: на
Псковщине, неподалеку от своего родового
имения - села Михайловское, в
Святогорском монастыре. Однако, очевиден
лишь на первый взгляд. Итак, умер
Александр Сергеевич 29 января 1837 года.
Отпевание состоялось в 11 часов утра 1
февраля в придворной Спаса
Нерукотворного Образа церкви,
принадлежавшей юношескому ведомству
дворца его Императорского величества.
Ранним утром 6 февраля останки Пушкина
погребены возле церкви Святогорского монастыря.
Что кроется за внешней канвой событий.
Известно, что Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их "болотом". Он хотел обрести покой там, где была похоронена его мать, по соседству с землями, принадлежавшими Ганнибалам. Но даже этому желанию не дано было осуществиться. Князь П.А. вяземский в письме к А.О. Смирновой-Россет осторожно намекнул:"Горько знать, что светское общество не только терзало ему сердце своим недоброжелательством, но и озлобляется против его трупа". С момента принятия решения похороны Пушкина стали делом государственной важности. Дирижировал этим старинный его недруг начальник третьего отделения и шеф жандармов А. Бенкендорф.
|
|||
чтение для души | |||
портрет книги | |||
экскурсия по книгам мира | |||
книжные новинки | |||
новинки нашей библиотеки | |||
это интересно знать | |||
это весело | |||
домой | |||
Первым
делом меняют место отпевания. Его
предполагалось провести в Исаакиевском
соборе. Но вдруг ночью 31 января тело
переносят в Конюшенную церковь , имевшую
статус придворной церкви. Власти
пытались решить проблему полного
контроля над телом. Именно по этой
причине от участия в отпевании
отстраняются все родственники. Никто
из родных поэта даже не был извещен о его
смерти. Несколько странно себя ведет
жена поэта. Как вспоминает княгиня
Вяземская "Наталья Николаевна на
вынос тела из дома... не явилась ".
Список провожающих был крайне ограничен.
В.А. Жуковский так отразил это событие:
"Вместо того назначенную для
отпевания церковь переменили, тело
перенесли в нее ночью, с какой-то тайною,
всех поразившею, без факелов, почти без
проводников, и в минуты выноса, на
который собралось не более десяти
ближайших друзей Пушкина, жандармы
наполнили эту горницу, где молились об
умершем, нас оцепили, и мы, так сказать,
под стражей проводили тело до церкви".
Интересно сравнить это письмо и запись в
дневнике А.И. Тургенева, который был
другом Пушкина. Удивительное дело:
смерть друга никоим образом не отразилась
на обычном времяпровождении Тургенева.
Он успел в этот день побывать у многих, в
том числе и у секунданта противника Пушкина
Аршиака. После обеда у Карамзиной
Тургенев успевает на панихиду, после чая
у Мещерского - бегом на вынос тела.
Удивительные черствость и бездушие.
Тургеневу поручили сопровождать тело
поэта в Михайловское. Почему выбор пал
именно на него, а не на Данзаса, как
просила Наталья Николаевна Пушкина, или
не на Жуковского, как предполагалось
накануне? Но Третьему отделению
необходим был человек "довольно
легкомысленный, ленивый и вялый, готовый
уживаться с людьми и обстоятельствами".
Так характеризовал Тургенева адмирал
Чичагов. Но вернемся чуть назад. В
Конюшенной церкви закончилось
отпевание. Гроб закрыли крышкой и
отнесли в подвал. Исследователь Н.К.
Невзоров опрашивал служащих церкви и
они сообщили, что гроб с телом Пушкина поставили
при входе в церковь, внизу, к северу, в
особо устроенной комнате, где в ту пору
хранилась погребальная колесница, на
которой было привезено в столицу тело
императора Александра I. Утром доступ
к телу был прекращен.
Учитывая все странности, сопровождавшие похороны Пушкина, можно с большой долей вероятности предположить, что 2 февраля, агенты Третьего отделения изъяли тело поэта и тайно похоронили его на одном из петербургских кладбищ. А на его место положили труп неизвестного, вероятно, сильно разложившийся. Гроб заколотили, поставили в дубовый ящик, который заколотили и просмолили. Тайная полиция России имела определенный опят в таких делах. М.П. Погодин записал в дневнике: "Разговор о происшествиях после смерти Пушкина, нелепых подозрениях". Запись относится к периоду между 21 и 28 февраля 1837 года. Погодин не указывает, с кем был разговор, но судя по предыдущему абзацу с В.И. Далем. Даль знал многое. Он делал вскрытие тела Пушкина. И именно ему "обстоятельства" (читай - агенты Третьего отделения ) не дали извлечь пулю. Поздним вечером 3 февраля все готово к отправке "груза". 6 февраля прах предан земле. При этом гроб из ящика не вынимали, бросили ящик в мерзлую землю, чуть присыпав снегом. До весны пролежал ящик у стены Святогорского монастыря. Никто и подумать не мог, что в нем лежала важная государственная тайна. Примечательно, что близкие родственники не были на могиле поэта. Жена Наталья Николаевна заехала как-то, постояла немного и ушла. Кирпичный склеп сделал соседка Пушкина, владелица села Тригорское Осипова. Сомнения в том, что в Михайловском похоронен именно Пушкин, высказал очень осторожно А.И. Фаресов в статье "В святых горах", помещенной в июльском номере журнала "Исторический вестник" за 1899 год. Кое-какие слухи появились уже в феврале 1837 года. За годы, прошедшие после погребения, трижды появлялась возможность удостовериться, кто захоронен в погребении. Первый раз - при установке памятника в 1841 г. Затем в 1902 году, когда во время реставрационных работ осела земля и обнажился гроб. Решено было укрепить откос горы и заменить попортившийся кирпичный цоколь надгробного памятника гранитным. Работы велись с 1 июля 1902 года. При переделке свода часть склепа с западной стороны обвалилась. Образовалось значительное по размеру отверстие, сквозь которое стал виден гроб. Произошло это примерно 10 августа. 12 августа в Святые горы приехали барон Г.В. Розен и журналист В.К. Фролов, гостивший в имении барона. А 26 сентября в газете "Новое время" Фролов опубликовал статью, где подробно описал увиденное. Очевидно, что Фролов и Розен увидели именно гроб, а не ящик. Вероятно, при устройстве склепа, ящик сняли. Гроб находился в отличном состоянии. этому способствовали климат и почва Святых гор. В дальнейшем это окажется очень важным. Анонимный автор, подписавшийся инициалами В.В., анализируя статью Фролова, справедливо замечает, что "благодаря почвенным условиям Святых гор гроб Пушкина сохранился гораздо дольше, чем можно было предполагать, и это дает право допустить, что и останки поэта могли сохраниться в большей целости, чем при обычных условиях". таинственный В.В. вроде как что-то знал или догадывался. Прошло полвека. В августе 1953 года директор заповедника "Пушкинские горы" С. Гейченко решил провести капитальные работы по укреплению. памятника на могиле. За дело взялись специалисты из Псковской реставрационной мастерской. Был приглашен известный археолог П.Н. Шульц. С 18 по 30 августа проводились работы, результаты которых смело можно назвать сенсационными. Свидетельствует С. Гейченко: " На второй день работы сняли надземные части памятника. Открылись створки двух больших плит, лежащих в его основании. Когда убрали плиты, в центре основания обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. высота камеры 75 см. В восточной стене маленькое окошечко. На дне камеры обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза доказала, что кости принадлежат людям пожилого возраста. останки были обмерены и помещены в специальный свинцовый ящик. этот ящик поместили в камеру, когда по окончании реставрации детали памятника были вновь поставлены на свои места". Итак, над склепом с захоронением обнаружено захоронение костей и двух черепов неизвестных пожилых людей. Почему Гейченко и другие исследователи никак это не комментируют? Кто были эти люди? Умерли ли они насильственной смертью или нет? Почему и когда совершено их погребение в "могиле Пушкина"? На часть этих вопросов можно ответить , проанализировав акты вскрытия и экспертизы. Очевидно одно: черепа попали сюда не случайно. Захоронение черепов в специальной камере над склепом является обязательной частью некоего ритуала, который условно можно назвать "мертвая голова". не исключено, что было совершено ритуальное убийство неизвестных людей. Культ "мертвой головы" возник многие тысячи лет назад. В Европе "мертвая голова" считалась священной у тамплиеров и масонов. Это один из основных масонских символов. Она участвует в обряде приема профана в первую ученическую степень и переходе его во все последующие. Она же провожает умершего брата в мир иной. Масоны изображали мертвую голову на надгробных плитах и клали черепа в могилу. Давно известно, что Пушкин был масоном, причем потомственным. Членами масонских лож были его отец и дядя Василий Львович. Исследователи обычно стыдливо касаются этой темы. Но если пушкинисты недооценивают роль масонства в творчестве поэта, то масоны ее значительно преувеличивают. Они претендуют на его духовное и поэтическое наследие. Ритуальное захоронение черепов в его могиле - еще одно тому доказательство. Судя по всему, камера с ритуальными черепами появилась над склепом в 1841 году, когда известный масон граф Григорий Строганов установил на могиле памятник работы замечательного мастера Александра Пермагорова. Проект утверждал сам император Николай Павлович. Одобрив его, он вдруг заметил, что на памятнике отсутствует крест. Крест "присочинили", но очень небольшой, чтобы не бросался в глаза. Достаточно хорошо известен и другой факт - в гроб с телом покойного Жуковский и Вяземский бросили белые лайковые перчатки, знак того, что и после смерти покойный принадлежит братству. Более того, они исхитрились надеть перчатки на руки покойного поэта. Но вернемся в август 1953 года. Гейченко получил разрешение на реставрацию памятника, но вскрывать могилу ему никто не разрешал, поэтому он осторожничает. Работами на могиле никто из властей не интересовался. Не обратила на них внимание и ученая общественность. По словам Гейченко документы о вскрытии могилы и отчет об этом хранятся в музее-заповеднике "Пушкинские горы". Однако, исследователи с ними не работали. Послушаем Гейченко: "Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие. Все затаили дыхание. Когда наши глаза привыкли к свету, как будто из тумана выплыли контуры помещения. на дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта. Произвели замеры склепа: длина 3 метра ширина 85 см, глубина 80 см. Стены сложены из камня , верхняя крышка из красного кирпича. Кирпич нестандартный, хорошего обжига. От действия атмосферных вод кирпич частично деформировался. Гроб стоит с запада на восток. Он сделан из двух сшитых железными коваными гвоздями дубовых досок с медными ручками по бокам. Дерево коричневого цвета. Хорошо сохранились стенки, изголовье и подножие гроба. Никаких следов ящика, в котором гроб был привезен 5 февраля 1837 года, не обнаружено. Следов позумента не обнаружено. На дне склепа остатки еловых ветвей. Прах Пушкина сильно истлел. нетленными оказались только волосы." Этот отрывок приходится читать как криптограмму. Прежде всего, чувствуется рука а археолога. Скорее всего П.Н. Шульц составил описание погребения. Но ни слова о том, куда делись позолоченные украшения с крышки гроба. Крышка провалилась, говорит Гейченко, тогда они должны быть внутри. Неужели археолог Шульц их не заметил? Как не заметил и пулю, которая должна была остаться в крестце. В это трудно поверить. Вероятно, украшения были украдены еще в 1902 году, а пули в гробу просто не было. Она осталась в теле Пушкина, а не того, кто под этим именем лежит в чужой могиле. Должно быть, фраза Гейченко "прах Пушкина сильно истлел" должна быть истолкована так: "ничего, напоминающего останки Пушкина в могиле не обнаружено". Почему-то ни их цвет, ни внешний вид не вызвали у Гейченко никакого интереса. Почему Гейченко отправил в музей гвоздь и кусочек дерева от гроба, а волосы нет? Он не мог допустить этого, ибо тогда пришлось бы решать загадку: а где же похоронен Пушкин? Есть необходимость рассеять все сомнения вокруг смерти и захоронения А.С. Пушкина. Необходима эксгумация его останков. Это позволит произвести не только экспертизу ритуальных черепов, но и выяснить, кто же захоронен в могиле. Наконец, В.И. даль утверждал, что при вскрытии тела Пушкина пулю не извлекали. теперь появилась возможность найти ее и точно определить, из какого оружия стреляли и смертельно ранили поэта, а, следовательно, и кто стрелял, другими словами, верно ли предположение, что стрелял снайпер? |
|||
|