"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (январь-декабрь 2008) - точные даты неизвестны
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/
 

2050 лет со времени рождения Овидия (Публий Овидий Назон), римского писателя

(43 до н.э. - ок. 18 н.э.)

 

960 лет со времени рождения Омара Хайяма (Гиясаддин Абу-Ль-Фатх Ибн Омар Ибрахим), персидского поэта, математика, философа (1048- после 1122)

о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки

 

695 лет со времени рождения Джованни Бокаччо, итальянского прозаика, поэта

(1313-1375)

 

365 лет со времени рождения Антонио Страдивари (1643 (или 1648, 1649) -1737), итальянского скрипичного мастера

новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  460 лет со времени рождения Джордано Филиппе Бруно (1548-1600)

 

30 лет (1978) со дня опубликования пятой книги Янтарных хроник ("Хроник Амбера") "Двор Хаоса" Роджера Желязны
 
 
 
 
         
 

50 лет  (1958) со дня издания романа "451 градус по Фаренгейту" Рея Дугласа Бредбери

65 лет (1943) со дня опубликования романа "Игра в бисер" немецкого писателя Германа Гессе

   
 

75 лет (1933) со дня завершения создания трилогии "Сага о Формайтах" Джоном Голсуорси

125 лет (1883) со дня издания "Острова сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона

   
  Публий Овидий  Назон, римский поэт, оказавший сильнейшее воздействие на европейскую литературу от Средних веков до наших дней. Овидий родился в г.Сульмон в Апеннинах в богатой провинциальной семье. Овидий проявил незаурядные способности в области риторики. Он  присутствовал на чтении Горацием его стихов, был знаком с Проперцием и Тибуллом и многими другими поэтами. Завершив свое образование в Афинах, Овидий совершил путешествие по восточному Средиземноморью, в котором его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем, проведя несколько месяцев на Сицилии, вернулся в Рим, где вошел в высокосветское общество. В 8 н.э. император Август внезапно отправил поэта в ссылку в Томы (совр. Констанца). Для изгнания было две причины - «оскорбление и ошибка». Овидий находился на острове Эльба, когда обрушилась беда. Если какой-то суд и имел место, то проводился он в тайне. Имущество поэта не было конфисковано, и его горячо любимая супруга против воли осталась в Риме, чтобы хлопотать о помиловании. Вера в преданность жены и постепенно угасавшие надежды на императорскую милость служили Овидию единственным утешением в Томах, захудалом укреплении, основанном греками на рубежах варварского мира. После смерти Августа, последовавшей в 14, надежды Овидия вновь ненадолго ожили, однако никакого отклика у преемника императора, Тиберия, к племяннику и приемному сыну которого Германику он обращался с ходатайством, поэт не нашел. Намереваясь посвятить последнему свои Фасты, Овидий даже принялся приводить поэму в порядок. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой.
   
 

Омар Хайям родился в Хорасане, в древнем городе Нишапуре, в семье зажиточного ремесленника, изготовлявшего ткани для шатров и палаток. Очевидно, ремесло его предков было почетным, ибо Хайям - псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка). Получив первоначальное образование в родном городе, Хайям переезжает учиться в Балх. Для дальнейшего усовершенствования своих познаний в 70-х годах XI века Хайям поселяется в Самарканде - крупнейшем научном центре того времени. Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала математика. Славу ему принес не дошедший до нас трактат "Трудные вопросы математики" и последовавший за ним - "Объяснения трудного в заключениях Эвклида". Вскоре Хайям переезжает в Бухару по приглашению правителя, принца из рода Караханидов. Там он принят был с большими почестями. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, "сажал его с собой рядом на престол в знак наивысшего уважения". По его приглашению султана Торгула Омар Хайям переселяется в Исфахан и становится почетным приближенным султана. Легенда говорит, что Низам-уд-мульк предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям! К этому времени Хайям известен как величайший астроном своего века. Ему поручено строительство крупнейшей в мире обсерватории. В результате его многолетних наблюдений за звездным небом, им была совершена реформа календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII.Он никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом, ожидающим милостей и подачек. Его четверостишия - рубай - пробились, как родники, из глубин народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области нет ему равных.До нас дошло восемь его ученых трудов - математических . Это далеко не все его наследие. Многое или погибло, или еще не найдено. В одном четверостишии он говорит:

«Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради,

От людей утаил я, своей безопасности ради.»

Эта сокровенная тетрадь Хайяма приоткрывается нам в его великолепных четверостишиях, где он, с необыкновенной силой, глубоко и полно высказывает то, чего не мог сказать в своих научных трудах из-за суровых условий своего времени, из-за тяготевшего над ним гнета религии. Как язвительно издевается он в своих стихах над показной святостью, над установлениями шариата, которые он считает бессмысленными, над всем, - что гнетет и давит душу живую. Он отрицает существование ада и рая, отрицает загробную жизнь, смеется над постами и молитвами, что было величайшим кощунством в глазах официальных ревнителей ислама. Четверостишия Хайяма полны глубоких философских раздумий. Он скорбит над неустроенностью человеческих судеб, над обреченностью жизни человеческой. Эти четверостишия, очевидно,  родились в годы его скитаний, когда он стал мишенью издевательств и  преследований людей низких и лицемерных.Великий гуманист и жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет красоту и духовное величие человека. Глубинный смысл его поэтических образов не дает нам поводов для мистического, суфийского их истолкования, но и за каждой реалистической картиной, будь то гончарная мастерская, или черепок кувшина, бывший когда-то черепом шаха скрывается глубокий и драгоценный символ: он воспевает возлюбленную, и хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради которого он отрекается от рая. Он прославляет пир, но это пир высоких мыслей и благородных чувств - пир Платона. Чаша вина - это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

   
  Джованни Боккаччо, итальянский писатель; создатель биографии Данте. Более всего известен как автор величайшего прозаического произведения – "Декамерона". Кроме этой книги новелл Бокаччо написал такие произведения, как "Филоколо" (1338), "Тезеида" (1339), "Филострато" (1340), "Амето" (1342), "Любовное видение" (1342), "Фьямметта" (1342), "Нимфа из Фьезоле" (1345). Бокаччо знаменит так же, как создатель октавы. Поводом для создания "Декамерона" Бокаччо была "черная смерть" (чума) 1348 года. В книге семь девушек и трое молодых людей, убегая от чумы, поселяются в загородной вилле и устраивают себе праздник во время всеобщего бедствия. В течение десяти дней каждый из десяти рассказывает по новелле. Эти сто новелл дают чрезвычайно разнообразную, реалистическую картину быта и настроений общества.  Джованни Бокаччо  родился в Париже. Его мать вскоре умерла. Отец вернулся во Флоренцию, женился и взял ребенка к себе. Детство писателя протекало в доме сурового отца и мачехи, с юных лет он почувствовал влечение к поэзии; однако отец взял мальчика из школы и отдал в обучение в купеческий дом. Но вскоре выяснилось, что купца из Джованни не получится. В 1330 году отец отправил его в Неаполь изучать право, здесь Боккаччо сблизился с кружком гуманистов и получил доступ ко двору неаполитанского короля Роберта Анжуйского. В Неаполе Боккаччо познакомился с многочисленными учеными, покровительствуя которым, Роберт Анжуйский стремился придать блеск и величие своему двору. Именно в Неаполе узнал он гениальные творения римских классиков - Вергилия, Овидия, Цицерона, которые повлияли на формирование его как художника. Здесь же Боккаччо начал свое поэтическое творчество. Наука и поэзия составляли главный интерес жизни Боккаччо; его научные труды, написанные на латинском языке, посвящены античной культуре. Свыше двадцати лет писатель работал над монументальным сочинением "Генеалогия богов". Наиболее значительной и интересной частью наследства Боккаччо являются его художественные произведения. В его ранних произведениях образы, заимствованные из античной культуры, сочетаются с мотивами, характерными для средневековья - это роман "Филоколо" (1338), эпическая поэма "Тезеида" (1339), поэма "Любовное видение" (1342). Постепенно Боккаччо создает свой собственный поэтический стиль. Высшее достижение Боккаччо-поэта - это "Фьезоланские нимфы". Исходным толчком к созданию поэмы послужили "Метаморфозы" знаменитого римского поэта Овидия - собрание древних мифов, каждый из которых завершается рассказом о каком-либо превращении героя. В 1345 году он пишет психологический роман "Фьямметта". В 1350-1353 годах Боккаччо работает над книгой "Декамерон". В средневековом городе были очень популярны небольшие рассказы, носившие название новеллы. Их содержание составляли анекдоты, забавные случаи из жизни, остроумные ответы на замысловатые вопросы. Именно на эти новеллы, передававшиеся из уст в уста или записанные, опирался Боккаччо, создавая свой "Декамерон". Заслуга Боккаччо состояла в том, что он понял значение этих бесхитростных рассказов, в которых переливалась живая жизнь итальянского города. Обработал их и поднял до высоты подлинного искусства. В основу многих новелл "Декамерона" легли житейские случаи, произошедшие во Флоренции и ее окрестностях, местные анекдоты и предания. Героями некоторых из них являются действительно существовавшие люди - такие, например, как знаменитый художник Джотто, поэт Гвидо Кавальканти и другие.Но "Декамерон" представляет собой не просто сборник новелл, а идейное и художественное целое, продуманное и построенное по определенному плану. В 1354-55 годах Боккаччо пишет последнюю поэму "Ворон", а около 1360 года книгу "Жизнь Данте Алигьери".
   
  Антонио Страдивари -  прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо «1666, Кремона», и это первое свидетельство пребывания мастера в городе, где он впоследствии жил и где скончался 18 декабря 1837. То же клеймо подтверждает, что Страдивари учился у Николо Амати. Почти вся жизнь мастера была посвящена совершенствованию его искусства и изготовлению великолепных инструментов, которые покрыли его имя неувядающей славой. Эволюция Страдивари показывает постепенное освобождение от влияния учителя и стремление к созданию нового типа скрипки, отличающейся тембровым богатством и мощным звучанием. До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки, но потом перешел к изготовлению более крупных инструментов. Типичная скрипка Страдивари  «удлиненная скрипка» имеет 363 мм в длину (на 9,5 мм крупнее скрипки Амати). Затем мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм , одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, – так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты. К позднему периоду принадлежат также лучшие виолончели Страдивари. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей; до нашего времени дошло примерно 600. Среди прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704, ныне хранится в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) и «Мессия» (1716). Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента.
   
  Джордано Бруно -  итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника. Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. С 1579 жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 переехал в Англию, в 1585 переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600. Его метафизическое учение изложено в работе «О причине, начале и едином», 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе «О бесконечности, Вселенной и мирах», 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной. Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его представлений с позднейшими научными и философскими теориями поразительно.
   
  Роджер Желязны родился 13 мая 1937 году в крупном промышленном центре США - Кливленде (штат Огайо) в семье поляка Йозефа Желязны и ирландки Жозефины Суит Желязны. Уже в десять лет Роджер писал сказки. В 1955 он закончил среднюю школу и поступил на отделение психологии Кливлендского Западного университета. Сменил специальность, перейдя на отделение английской словесности. Через два года сдал на бакалавра и перебрался в Колумбийский университет (штат Нью-Йорк). В годы учебы Роджер Желязны занимался дзюдо и восточными единоборствами, писал и издавал стихи, писал, но не издавал фантастические рассказы, учился играть в шахматы, изучал хинди и японский, увлекся медитацией и мистикой. Впоследствии все это можно найти в книгах Роджера Желязны. В конце 1960 года Желязны вступил в ряды Национальной гвардии, прослужил в Техасе шесть месяцев. С 1963 по 1966 — был резервистом армии США. В 1962 году журнал Amazing Stories опубликовал первый рассказ Роджера Желязны «Игра страстей». За первые семь лет с начала своей писательской деятельности Роджер Желязны получил две премии Hugo и две Nebula. В 1969 Роджер Желязны оставил свою основную работу и занялся полностью написанием книг. Некоторые книги Роджер Желязны издавал под псевдонимом Харрисон Денмарк. Всего было издано более 150 рассказов и 50 книг Роджера Желязны. По мнению многих, лучшие книги Роджера Желязны: «Ночь в тоскливом октябре», «Князь Света» и серия «Хроники Амбера». Роджер Желязны - лидер движения Новой волны в научной фантастике, когда фантасты перенесли внимание с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир. За свои книги он получил 6 премий Хьюго, 3 премии Небула и несколько других наград.
   
  Рэй Брэдбери, родился 22 августа 1920 в Уокегане (шт. Иллинойс). Сочинять начал в возрасте 12 лет. Первый рассказ опубликовал в 1941, после чего много печатался в журналах. За первым сборником рассказов «Мрачный карнавал» вышли «Марсианские хроники» - цепь связанных общим сюжетом новелл о прагматиках-землянах, эксплуатирующих и развращающих идиллически настроенных марсиан. Роман является классикой научной фантастики и самым известным произведением Брэдбери. В числе наиболее значительных его сборников. Автор романов «451 по Фаренгейту, экранизированного в 1967,  «Вино из одуванчиков», поэтичной романизированной автобиографии, проникнутой глубоким чувством и тоской по невинному детству и простой жизни в маленьких городках; «Что-то страшное грядет»,  «Заполночь», «Смерть – удел одиноких», «Кладбище для лунатиков». Произведения Брэдбери включены более чем в 800 антологий. Ему принадлежат также поэтические сборники, рассказы для детей, детективы, киносценарии. В 2000 Брэдбери был награжден медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.
   
 

Джон Голсуорси, родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-колледже Оксфордского университета, в 1889 получил степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 лет начал писать.С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» Голсуорси последовательно критиковал английское Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: бракоразводные законы, жестокое обращение с животными, скверная работа судебной машины, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом. В 1917 Голсуорси создал свою великую трилогию «Сага о Форсайтах». За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия». «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» - это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца 19 – начала 20 вв.  Последняя из трилогий Голсуорси - романы «Девушка-друг», «Цветущая пустыня» и «Через реку», повествует о следующем поколении британской верхушки. В ноябре 1932 Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В творчестве Голсуорси сочетаются импрессионизм и реализм, нравственная проповедь и гуманизм. Он глубоко чувствовал красоту жизни и одновременно был летописцем общества, озабоченным социальной несправедливостью.

   
  Герман Гессе, родился 2 июля 1877 в городке Кальв земля Вюртемберг в Германии в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы. В одном из юношеских писем Гессе признавался, что не находит себя в религиозном служении, и, если выбирать, он предпочел бы стать поэтом. Первый опубликованный поэтический сборник «Романтические песни» (1899) не вызвал одобрения его благочестивой матери из-за светского содержания. Подобно первому, второй сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи» (1899) был выдержан в традициях классического немецкого романтизма с мотивами исповедальности, одиночества, поиска гармонии с природой; позднее в поэзии все явственней звучала вера в могущество человеческого духа. В 1906 вышла психологическая повесть «Под колесами», навеянная воспоминаниями об учебе и самоубийстве брата-семинариста. Гессе считал, что жесткая прусская система воспитания лишает детей естественных радостей общения с природой и близкими. Из-за острой критической направленности книга была опубликована в Германии только в 1951. Во время Первой мировой войны (Гессе не подлежал призыву в армию по состоянию здоровья) сотрудничал с посольством Франции в Берне – оказывал поддержку благотворительной организации. Выпускал газету, серию книг для немецких солдат. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению его популярности в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1927 вышел роман «Степной волк» Мятущийся художник Гарри Галлер, раздираемый фаустовскими страстями, в поисках смысла жизни и духовной цельности проникает в глубины своего подсознания. Герой раздваивается на человека и волка, блуждающего в джунглях большого города. Воссоздается атмосфера внутреннего одиночества и потерянности, противоречий животной и духовной природы человека. В 1926 Гессе был избран в Прусскую академию писателей, из состава которой через четыре года вышел, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями. В 1931 приступил к работе над своим шедевром – романом «Игра в бисер». Роман «Игра в бисер» был опубликован в Швейцарии в 1943 в разгар Второй мировой войны. В центре - метафора культуры как игры, «игры в бисер». Речь идет о перевоссоздании культуры на основе уже имеющихся достижений человечества. Образ Касталии 25 века и игры в бисер - прообразы идеального государства и места в нем духовной культуры. К требованиям самодисциплины ордена «игроков в бисер» относятся ответственность, сосредоточенность, совершенствование своей способности к внутри- и межкультурной коммуникации и передаче навыков своего искусства ученикам. Ставится проблема «правильного соотношения» мирского бытия и аскезы, отношений государства и церкви и т.д. Судьбы культуры рассматриваются в романе сквозь призму автобиографии «магистра игры в бисер» Йозефа Кнехта. В контексте замысла книги повторяются темы прежних романов - ученичество, дружба единомышленников, поиск себя в мире культуры, способность находить гармонию между противоположностями и т.д. Роман вобрал в себя и наиболее важные жизненные впечатления Гессе - черты братства общины его родителей-пиетистов, учебу в семинарии, становление его как писателя и мастера и т.д. Нобелевская премия 1946 по литературе была присуждена Гессе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра - человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».
   
  Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 в Эдинбурге, в семье инженера. По материнской линии принадлежал к старинному шотландскому роду Бэлфуров. В 17 лет поступил на юридический факультет Эдинбургского университета, а в 1875 окончил его. Много путешествовал. В 1866 вышла первая книга Стивенсона - "Пентландское восстание". Мировая слава пришла к Стивенсону после выхода романа «Остров сокровищ» (1883). В 1889, во время путешествия Стивенсона по Южным морям на борту яхты "Каско", был написан роман "Владелец Баллантрэ". В том же 1889 году семья Стивенсонов приобрела участок земли на острове Уполу (архипелаг Самоа), где писатель, страдавший тяжелой формой туберкулеза, жил до конца своих дней. Среди произведений - эссе, рассказы, повести, романы: "Пентландское восстание" (1866), "Остров сокровищ" (1883), "Принц Отто" (1885), "Похищенный" (1886), "Странная история доктора Джекила и майора Хайда" (1886), "Черная стрела" (1888), "Владелец Баллантрэ" (1889), "Потерпевшие кораблекрушение" (1892), "Катриона" (1893).
 

наверх

Hosted by uCoz