"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (январь 2008 года)
/январь-декабрь 2008/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/
 

125 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого (1883-1945), писателя   70 лет со дня рождения  Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), поэта, актера, автора и исполнителя песен
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   380 лет со дня рождения Шарля Перро (1628-1703) французского писателя, поэта, критика   220 лет со дня рождения Джона Гордона Байрона (1788-1824), английского поэта
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  225 лет со дня рождения (Анри-Мари) Бейль Стендаля (1783-1842), французского писателя, искусствоведа   110 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898-1948), советского режиссера, теоретика искусства
 
 
 
 
         
    155 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), российского философа, поэта, публициста   145 лет со дня рождения Пьера де Кубертена (1863-1937), французского общественного деятеля, педагога, историка, литератора
   
   
   
  Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны он с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву. В 1945году Владимир поступает в школу. С 1947 году он продолжает учебу в г. Эберсвальде, где живет в семье отца. В 1949 году они переезжают в Москву. В 1955 году Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно - строительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись и года. В1956 году поступает в Школу - студию МХАТ имени В. И. Немировича - Данченко на актерское отделение, где занимается у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинает сниматься в кино. В 1960 - 1961 годах появляются его первые песни. В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедий на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластина Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973 - 1976 годах еще четыре авторских миньона. Владимир Высоцкий написал более 600 песен и стихов, сыграл более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и теле фильмах, восемь - в радиоспектаклях. Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами.

ПЕСНЯ О ЗЕМЛЕ
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя?"
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет, она почернела от горя. 
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы земли
Неземные страдания знают.
Она вынесет все, переждет, 
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поет, 
Что она замолчала навеки?!
Нет, звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин, 
Ведь земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время

   
  Шарль Перро, родился 12 января 1628 в Париже, в богатой семье. Был тесно связан с Ж.Б.Кольбером, министром Людовика XIV, помогал ему в деятельности, направленной на поощрение наук и искусств. В 1687 Перро прочел во Французской Академии свою дидактическую поэму «Век Людовика Великого, положившую начало многолетнему «спору о древних и новых».Перро выступал против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями. Таким образом, Перро был одним из первых людей своего времени, кто ясно и смело сформулировал идею прогресса. Его литературная слава основана на сборнике взятых из фольклора сказок – «Сказки матушки Гусыни»
   
  Джорж Байрон, родился 22 января 1788 в Лондоне. Джордж Гордон появился на свет с изуродованной стопой, из-за чего у него с раннего детства развилась болезненная впечатлительность, усугубленная истерическим нравом матери, растившей его в Абердине на скромные средства. В 1798 мальчик унаследовал от двоюродного деда титул барона и родовое поместье Ньюстед Эбби под Ноттингемом, куда он переехал с матерью. Мальчик занимался с домашним учителем, затем его отдали в частную школу в Далвиче, а в 1801 – в Харроу. После большого путешествия  Англию Байрон возвратился в июле 1811; он привез с собой рукопись написанной спенсеровой строфой автобиографической поэмы, повествующей о печальном скитальце, которому суждено познать разочарование в сладостных надеждах и честолюбивых упованиях юности и в самом путешествии. «Паломничество Чайльд Гарольда»,  изданное в марте следующего года, в одночасье прославило имя Байрона. По следам «Чайльд Гарольда» Байрон создал цикл «Восточных поэм». Анабелла Милбенк, племянница леди Мельбурн, и Байрон изредка обменивались письмами; в сентябре 1814 он сделал ей предложение, и оно было принято. Весной Байрон познакомился с В.Скоттом, которым давно восхищался, и вместе со своим приятелем Д.Киннардом вошел в подкомитет правления театра «Друри-Лейн».  Байрон завершил третью песнь «Чайльд Гарольда», развивавшую уже знакомые мотивы - тщета устремлений, мимолетность любви, напрасные поиски совершенства; написал «Шильонского узника» и начал «Манфреда».
   
 

Пьер де Кубертен родился 1.01.1863 в старинной аристократической семье.Окончив с отличием колледж, 17-летний Пьер неожиданно для родственников отказывается от карьеры военного, которую ему прочат и вместо академии Сен-Сир поступает в Высшую школу политических наук в Париже. Он убежден: каждый должен самостоятельно сделать свой выбор и иметь возможность самому формировать свои нравственные принципы. В поисках истинного призвания К. едет в Англию. И, оказавшись в небольшом городке Регби, знакомится с педагогическим наследием Томаса Арнольда, возглавлявшего на протяжении 14 лет местный колледж и на практике доказавшего, что спортивные игры, соревнования благотворно влияют на учебно-воспитательный процесс, способствуют раскрепощению личности, созданию неформальных отношений в школьном коллективе. Биографы К. утверждают, что именно посещение Регби пробудило в нем педагога, а учение Томаса Арнольда оказало решающее воздействие на формирование его творческих концепций. Кубертен, ставший генеральным секретарем Союза французских обществ атлетических видов спорта, впервые официально заявил, что приступает к непосредственной реализации проекта возрождения Олимпийских игр "на принципах, соответствующих потребностям сегодняшнего дня". А затем убедил руководство Союза в необходимости созвать международный форум для выработки единых подходов к организации Олимпийских игр, а также общей трактовки требований, предъявляемых к их участникам. Подготовка этого мероприятия, пригласить на которое предполагалось представителей всех крупных спортивных организаций, была доверена трем комиссарам, в том числе К.: ему поручалось установить контакты с коллегами на Европейском континенте. Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894, а спустя неделю, проголосовав за возрождение Олимпийских игр, делегаты конгресса, представлявшие 12 стран, приняли решение сформировать постоянно действующий комитет, уполномоченный осуществлять контроль за организацией и проведением этих соревнований. Так был создан Международный олимпийский комитет (МОК), там же была утверждена, разработанная К., Олимпийская хартия - свод основных правил и положений МОК. Кубертен сыграл важную роль в становлении Олимпийского движения, непосредственно участвовал в подготовке и проведении олимпийских игр 1896-1924. Автор олимпийских ритуалов, эмблемы, текста клятвы участников олимпийских игр. Ему принадлежит ряд литературных публицистических и научных трудов по истории, педагогике, теории и практике физического воспитания. За "Оду спорту", представленную под псевдонимом на конкурс искусств во время олимпийских игр 1912, был удостоен золотой медали. В 1925-1937 почётный президент МОК.

   
  Анри Мари Бейль (Стендаль), родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул («барон де Стендаль»). Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями. Первой его попыткой в беллетристике стал роман «Арманс». Следующий роман, «Красное и черное», полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге - примерно 1826–1830). В чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр – «Пармскую обитель» (1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое видение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй. Это роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену.
   
  Владимир Сергеевич Соловьев родился  16 (28) января 1853 в Москве, сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной «Истории России с древнейших времен». «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания», – писал он. Окончив университет в 1873 г ., по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии» и Соловьев получил должность доцента Московского университета по кафедре философии. К середине 1870-х годов относятся его первые значительные стихотворения, сопутствовавшие развитию философской мысли («Хоть мы навек незримыми цепями», «Вся в лазури сегодня явилась», «У царицы моей есть высокий дворец» и т.д.). Его стихи послужили стимулом для творчества младших символистов. 1877–1881 Соловьев провел большей частью в Санкт-Петербурге, читая курсы лекций в университете и на Высших женских курсах и подготавливая к печати свои программные философско-богословские сочинения «Философские основы цельного знания» (1877), «Критика отвлеченных начал» (1877–1880) (последнюю он защитил как докторскую диссертацию) и «Чтения о Богочеловечестве» (1878–1881). Соловьев занимался научно-теоретическими исследованиями в области истории и философии религии (единственном, по его убеждению, «пути к истинной философии»), опубликовал десятки публицистических и литературно-критических статей, в 1891–1900 тремя изданиями вышла его книга «Стихотворения». В 1882–1888 он обращался преимущественно к религиозно-церковным вопросам, главные работы этого времени – «Духовные основы жизни» (1882–1884), «История и будущность теократии» (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни) (1885–1887), «Россия и вселенская церковь». Нравственно-метафизическая подоснова подлинного, сопричастного Богу существования изучается в итоговых философских трактатах Соловьева – «Смысл любви» (1892–1894) и «Оправдание добра» (1894–1897). Здесь наиболее полно представлена его доктрина «всеединства» и «цельного знания», отраженная в учении о «мировой душе» – Софии. Средоточием эстетического учения Соловьева было прозрение художника, сообразное живой истине мироздания, т.е. религиозному откровению. Соловьев много размышлял о Софии – божественной Премудрости, личностному воплощению божественной первоосновы мира. Премудрость, живущая от вечности в Боге, после грехопадения мировой души (тварного образа нетварной Премудрости) осталась в Боге. Для Соловьева это не просто миф, София для него – предмет чувственно-сверхчувственного мистического опыта. Свою задачу отныне он видит в том, чтобы содействовать восстановлению целостности мира, объединению мировой души с небесной Софией. Это содействие не могло для него ограничиться академической и литературной сферой. Участие в осуществлении Всеединства состоит в подчинении воле Бога, играющей определяющую роль во всех областях частной и общественной жизни. Соловьев называет это «теургическим творчеством» или «христианской политикой». В расколе христианства философ видел явление, противоречащее воле Христа и духу христианства. К концу жизни Соловьев был православным в своем убеждении, что православие есть чистейшая и совершеннейшая форма христианства; он был католиком, считая, что Рим является законным и традиционным центром христианского мира; и он был протестантом в своей внутренней свободе по отношению ко всем церковным институтам и в защите совершенно свободного философского и богословского исследования. Эту религиозную установку («Я так же далек от ограниченности латинской, как и от ограниченности византийской или аугсбургской, или женевской») он называл «религией Святого Духа». Помимо поэтических произведений, философских трудов и многочисленных критических статей о творчестве Достоевского, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, А.К.Толстого и др., а также трактатов по эстетике, Соловьеву принадлежат переводы Платона, Вергилия, Петрарки, Гофмана.
   
  Эйзенштейн Сергей Михайлович - советский кинорежиссер, теоретик искусства. Родился в семье инженера и архитектора. В 1915 поступил в Институт гражданских инженеров в Петрограде. Октябрьскую революцию 1917 принял и вступил в студенческий отряд народной милиции. В 1918 с 3-го курса института ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне Петрограда; работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре агитспектакли. В 1920 был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделение восточных языков, но военным переводчиком не стал. Поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства. Вскоре Эйзенштейн сблизился с Б.В. Маяковским, В.Э. Мейерхольдом, художником В.Е. Татлиным и другими "левыми" представителями художественных группировок. Увидев в кино неисчерпаемые новые возможности искусства, Эйзенштейн вскоре создал свой первый настоящий фильм "Стачка", показав себя мастером метафоры, монтажа, ритма. В 1925 Эйзенштейн поставил "Броненосец Потемкин", триумфально прошедший по экранам мира. Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926. Этот фильм стал классикой нового киноискусства. Создавая фильмы "Октябрь", "Старое и новое" и др., Эйзенштейн разработал теорию "интеллектуального кино", согласно которой с помощью развития киноязыка появлялась возможность для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. Эйзенштейн предсказал техническое будущее звукового кино. В 1929 - 1931 находился в Западной Европе и США; написал сценарии для голливудских фильмов, которые не были поставлены, и вернулся на родину. Часть огромного творческого наследия Эйзенштейна - статьи, сценарии, лекции, мемуары, письма - вошла в собрание его избранных произведений.

наверх

Hosted by uCoz