"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (сентябрь 2008 года)
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/октябрь/ноябрь/декабрь/
 

180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910), писатель философ   395 лет со дня рождения Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), французский писатель
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   205 лет со дня рождения Проспера Мериме (1803-18700, французского писателя, поэта, драматурга   435 лет со дня рождения Микеланджело Караваджо (Меризи да Караваджо) (1573-1610), итальянского художника
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  110 лет со дня рождения Джорджа Гершвина (1898-1937), американского композитора, пианиста   250 лет со дня рождения  Горацио Нельсона (1758-1805), английского флотоводца
 
 
 
 
         
   
  Л.Н. Толстой  родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича, Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого. За заслуги перед царем ему был пожалован графский титул. По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить свое привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа. Юность Толстого прошла в Казани. Здесь в 1844 он поступил на философский факультет университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, он в 1845 переходит на другой факультет – юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему казались скучны и неприятны. Вновь начинает пропускать лекции по истории. Резкость и независимость суждений Толстого сохранялись на протяжении всей жизни. А отрицание традиционной исторической науки с новой силой проявилось в 1860-е в романе «Война и мир». 12 апреля 1847 Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом стали одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он описал спустя несколько лет в рассказе «Утро помещика» (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого.  Три повести Толстого «Детство» «Отрочество», «Юность» последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни – детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка. Изображение чувств в Детстве, Отрочестве и Юности напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перешли в романы «Война и мир», «Анна Каренина» и во многие другие более поздние произведения Толстого.
   
  Франсуа Ларошфуко родился  в Париже. До смерти отца носил титул принца Марсийака. С 1630 появился при дворе, участвовал в Тридцатилетней войне, где отличился в сражении при Сен-Никола. С молодости отличался остроумием и смелостью суждений и по приказу Ришелье был выслан из Парижа в 1637. Но, находясь в своем поместье, продолжал поддерживать сторонников Анны Австрийской, которую Ришелье обвинял в связях с враждебным Франции испанским двором. В 1637 возвратился в Париж, где помог известной политической авантюристке и подруге королевы Анны, герцогине де Шеврез, бежать в Испанию. Был заключен в Бастилию, но не надолго. Несмотря на военные подвиги в битвах с испанцами он вновь проявляет независимость и вновь отлучается от двора. После смерти Ришелье (1642) и Людовика XIII (1643) он снова при дворе, но становится отчаянным противником Мазарини. Он возглавлял борьбу против Мазарини на юго-западе страны, его ставкой был город Бордо. На протяжении почти десяти лет он работал над мемуарами, которые вошли в ряд лучших воспоминаний о Фронде. В отличие от многих своих современников, он не восхвалял себя, а старался дать предельно объективную картину событий. Он был вынужден признать, что большинство его соратников по борьбе в защиту прав знати предпочли роль придворного вельможи определенным феодальным правам. Сравнительно спокойно перенеся свое разорение, он с горечью писал о корыстолюбии принцев. В воспоминаниях он воздал должное государственному уму Ришелье и признал его деятельность полезной для страны. Последние два десятилетия своей жизни Ларошфуко отдал литературной деятельности и активно посещал литературные салоны. Он упорно работал над своим главным произведением «Максимами» – афористическими размышлениями о морали. Мастер салонной беседы, он отшлифовывал свои афоризмы много раз, все прижизненные издания его книги (их было пять) несут следы этой напряженной работы. Максимы сразу принесли автору известность. Даже король покровительствовал ему. Афоризмы – отнюдь не записанные экспромты, они плод большой эрудиции, знатока античной философии, читателя Декарта и Гассенди. Под влиянием материалиста П.Гассенди автор пришел к выводу, что поведение человека объясняется себялюбием, инстинктом самосохранения, а мораль определяется жизненной ситуацией. Но Ларошфуко нельзя назвать бессердечным циником. Разум позволяет человеку, считал он, ограничивать свою собственную природу, сдерживать претензии своего эгоизма. Ибо себялюбие бывает опаснее врожденной свирепости. Редко кто из современников Ларошфуко раскрыл лицемерие и жестокость галантного века. Придворная психология эпохи абсолютизма является наиболее адекватным отражением «Максимов» Ларошфуко, но их значение шире, они актуальны и в наше время.
   
  Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился. Караваджо достиг самых значительных успехов и славы в Риме. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина «Гадалка» (ок. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и «Шулеры» (ок. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Две картины, написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599, «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. Начиная с 1600, времени его наивысшего творческого подъема, имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер.
   
  Джордж Гершвин (настоящее имя – Яков Гершович) родился в Бруклине. Занимался в разное время с такими музыкантами, как Ч.Хамбитцер, Э.Киленьи, Р.Гольдмарк и И.Шиллингер. Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Будьте добры, леди» (1924), «Безумная» (1930) и сатирические шоу «Пусть гремит оркестр» (1930) и «О тебе я пою» (1931). За последнее произведение автор был удостоен Пулитцеровской премии. Первую и не слишком удачную попытку введения элементов джаза в композицию традиционного типа Гершвин предпринял в одноактной опере «135-я улица». Но уже следующее произведение в подобной смешанной манере – «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром буквально перевернула американский музыкальный мир. Несколько рыхлое по форме, иной раз злоупотребляющее повторами, это сочинение благодаря исключительной оригинальности и живости мелодики, ритма, а главное благодаря ярко национальному облику получило широкое международное признание; можно сказать, что «Рапсодия» – наиболее часто исполняемое во всем мире произведение, созданное американским автором. За ней последовал фортепианный концерт фа мажор (1925), тоже не блещущий совершенством формы и, быть может, менее оригинальный по материалу, но привлекающий своей эмоциональностью. Поездка в Европу вдохновила Гершвина на создание программной симфонической сюиты «Американец в Париже», обаятельного сочинения, в котором проявилось и растущее мастерство автора. Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера «Порги и Бесс» (1935) по пьесе Д.Хейуарда Порги. Это не только самая зрелая музыка Гершвина (в частности, песни из этой оперы – в числе лучших среди созданных композитором за всю жизнь), но и лучшая американская опера.
   
  Проспер Мериме родился  в Париже. От родителей-художников унаследовал типичный для своего скептицизм и тонкий художественный вкус. Родительское влияние и пример Стендаля, с которым Мериме был дружен и перед талантом которого преклонялся, сформировали необычный для эпохи расцвета романтизма стиль – сурово реалистический, ироничный и не без доли цинизма. Мериме готовился к адвокатскому поприщу, при этом серьезно занимаясь изучением языков, археологии и истории. Первым его произведением стала книга «Театр Клары Гасуль» (1825), выданная за творение некой испанской поэтессы, пьесы которой были якобы обнаружены и переведены Мериме. Следом появилась еще одна литературная мистификация – «перевод» иллирийского фольклора «Гузла». Обе книги имели большое значение для развития раннего романтизма. Но самый значительный вклад во французскую литературу составили шедевры более позднего времени, в т.ч. «Хроника царствования Карла IX» (1829), самое достоверное из всех французских исторических повествований романтической эпохи; безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни «Матео Фальконе» (1829); превосходная описательная новелла «Взятие редута» (1829); проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами «Таманго» (1829); образчик романтической мистификации «Венера Илльская» (1837); сказание о корсиканской вендетте «Коломба» (1840); и наконец «Кармен» (1845), самая знаменитая французская новелла. Все эти произведения пронизаны глубоким пессимизмом; для них характерны также культ чувства и решительного действия, пристальное внимание к деталям и холодная бесстрастность рассказа.
   
  Горацио Нельсон родился в Бёрнем-Торпе. Поступил на морскую службу, получил звание капитана, командовал крупными военными кораблями. Принимал участие в войнах Англии с наполеоновской Францией; неизменно оставался в центре внимания общества и пользовался огромной популярностью. Первого успеха добился в сражении при Сент-Винсенте близ юго-западного побережья Португалии. В основном благодаря действиям Нельсона были захвачены в плен 4 корабля испанцев, вступивших в союз с Францией. В бою при Санта-Крус на Канарских островах у северо-западного побережья Африки Нельсон был тяжело ранен, и его правую руку пришлось ампутировать. Восстановив силы, Нельсон в начале 1798 отправился на Средиземное море, где началась Египетская экспедиция Наполеона, серьезно задевавшая интересы Англии. За блестящую победу над французским флотом, стоявшим на якоре у мыса Абукир недалеко от одного из устьев Нила – Розетты, Нельсон был удостоен титула барона (1798). В течение нескольких лет Нельсон выступал в роли главного советника при Бурбонах. Его советы были не всегда хороши; в частности, они привели к неудачной сухопутной кампании против французской армии, за которой последовало падение Неаполя. Когда в 1799 город был возвращен короне, Нельсон оказал Бурбонам военную поддержку в расправе с французами и республиканцами. Поздней осенью 1800 Нельсон возвратился в Англию и вскоре принял участие в морской операции под командованием сэра Хайда Паркера. Уничтожение датского флота в битве у Копенгагена 2 апреля 1801 стало наиболее трудной военной задачей в его жизни. Паркер передал ему тактическое руководство атакой. За одержанную победу Нельсон был удостоен титула виконта. Во время кратковременного Амьенского мирного договора 1802 между Англией и Францией Нельсон жил в загородном доме в Мертоне (графство Суррей), который купил в 1801, разделив расходы с сэром Уильямом и леди Гамильтон. Смерть сэра Уильяма в 1803 совпала с началом новой войны с Францией. Нельсон был назначен главнокомандующим английским флотом в Средиземном море. В течение многих месяцев блокировал французский флот в Тулоне, находясь на флагманском корабле «Виктори». В 1805 французам удалось прорвать блокаду, соединиться с испанской эскадрой, вышедшей из Кадиса, и взять курс на Вест-Индию. Эскадра Нельсона пустилась в погоню. Приближение противника напугало французов и вынудило их вернуться в Европу. Наполеон надеялся, что адмирал П.Вильнёв сможет обеспечить контроль над Ла-Маншем в течение того времени, которое потребуется для высадки на побережье Англии. Однако все произошло иначе. Нельсон упустил свою жертву; Вильнёв отступил к Кадису на атлантическом побережье Испании близ Гибралтара; после трехнедельного отпуска Нельсон вновь возглавил английский флот, блокировавший Кадис. 21 октября 1805 у мыса Трафальгар одержал победу над французами и испанцами, однако в час триумфа погиб от случайной пули.

наверх

Hosted by uCoz