"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (октябрь 2008 года)
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/ноябрь/декабрь/
  195 лет со дня рождения Джузеппе Верди (1813-1901), итальянского композитора   170 лет со дня рождения Жоржа (Александр Леопольд) Бизе (1838-1875), французского композитора
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   1035 лет со дня рождения Рейхана (Абу-р-Райхан) Мухаммеда Ибн Ахмеда Бируни (Аль-Бируни) (973-1048), среднеазиатского ученого-энциклопедиста   295 лет со дня рождения Денни Дидро (1713-1784), французского писателя, философа-просветителя
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  280 лет со дня рождения Джеймса Кука (1728-1779), английского мореплавателя   175 лет со дня рождения Альфреда Бернхарда Нобеля (1833-1896), шведского изобретателя, промышленника
 
 
 
 
         
   
  Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу «Оберто». Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 «Оберто» был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера «Король на день» провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто «Набукко» по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера «Набукко» (1842) восстановила репутацию композитора. За «Набукко» последовали «Ломбардцы», опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем «Эрнани» по романтической драме В.Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – «Двое Фоскари», «Жанна д'Арк», «Альзира», «Аттила», «Разбойники», «Корсар». Среди опер данного периода выделяются «Макбет», «Луиза Миллер», выдающееся произведение более камерного стиля. На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто «Аиды» – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы «Мефистофель» и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию «Отелло» (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За «Отелло» в 1893 последовал «Фальстаф», в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии «Король на час». «Отелло» и «Фальстаф» увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.
   
  Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию.  Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере «Дон Прокопио» он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж. Первой завершенной и поставленной оперой композитора были «Искатели жемчуга». Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – «Пертская красавица» была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях. Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности стали пьесы для фортепианного дуэта «Детские игры», одноактная опера «Джамиле» и музыка к драме А.Доде «Арлезианка». В цикле «Детские игры» Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в «Джамиле» он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к «Арлезианке» свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде. Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме «Кармен». Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения.
   
  Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни родился 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке. Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна), Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) – основатель алгебры. С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» (Индия, закончен в 1030). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – «Канон Масуда» по астрономии и звездам. Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму. Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. В завершенном в 1030 труде «Индия» ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или «естества», или «времени», или «материи». Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с «тонким телом» и др. Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др. Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод «Санкхьи» на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит. В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд «Канон Масуда», посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси. Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией.
   
  Дени Дидро родился 5 октября 1713 в Лангре (Шампань), в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, впоследствии, вероятно, учился в парижском янсенитском Коллеж д'Аркур. Отказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на жизнь частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении непререкаемым авторитетом. В начале 1740-х годов Дидро поручили перевести «Рассуждение о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, в ту пору мало известного во Франции. На страницах этой работы он предстает еще теистом, но уже год спустя в «Философских мыслях» своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего – как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени автора «Философские мысли» имели значительный успех, выразившийся также в публичном сожжении. После «Философских писем» репутация Дидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое «Письмо о слепых в назидание зрячим», Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев. По выходе из тюрьмы работа над «Энциклопедией» возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания» Ф.Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти. Особой заботой редакторов было сочетание «словарного» (алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с предположительно более философским, «энциклопедическим» охватом материала, для чего была изобретена сложная иерархическая система перекрестных отсылок. Через эти отсылки статья, например, ортодоксально религиозного содержания увязывалась с другой статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. На первых порах поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей. Вскоре после появления первого тома «Энциклопедии» Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых», продолжавшее более раннее «Письмо о слепых». Оба «Письма» исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из опыта. «Письмо о глухих и немых» содержит неожиданный поворот мысли: раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда существуют глухонемые, автор приходит к «иероглифической» теории природы поэзии. Связано с «Письмами» и другое сочинение Дидро этого периода – «Мысли об объяснении природы», серия размышлений о роли «догадки» в науке. Незадолго до этого естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон подверг критике претензии математики на абсолютную роль в познании, и Дидро вслед ему доказывал, что господство математики, которая представляет собой набор условных формул и имеет дело с абстрактными сущностями, отнюдь не идентичными реальным явлениям, подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам. Эта перемена, утверждал далее Дидро, приведет к тому, что новая и творчески более значительная роль будет принадлежать опытному знанию. Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман «Монахиня», в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал «Монахиню» своим друзьям, хотя под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер». Еще большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а возможно и написанного набело диалога «Племянник Рамо». Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гёте (переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в Феноменологии духа), К.Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов комплекс), вне сомнения, сам Дидро не собирался публиковать.
   
 

Джеймс Кук родился 27 октября 1728 в селении Мартон в семье небогатого фермера; детство провел в селении Грейт-Айтон, где учился в местной школе, проявил математические способности. Из-за тяжелого материального положения семьи был отдан в подмастерья к лавочнику Сандерсону, проживавшему в небольшом приморском городке Стейтесе; по вечерам жадно слушал рассказы моряков о дальних плаваниях. В 1746 ушел от Сандерсона и нанялся в Уитби на угольное судно, курсировавшем в основном между Ньюкаслом и Лондоном. Плавал также в Ирландию, Норвегию и по Балтийскому морю. Получил сертификат помощника капитана. Имел возможность стать шкипером одного из торговых судов, но с началом Семилетней войны 1755–1763 завербовался простым матросом в королевский военно-морской флот. Воевал на американском театре военных действий. В 1757 получил офицерский чин и стал командиром корабля «Пемброк». В 1759 отличился при осаде Квебека; рискуя жизнью, исследовал фарватер р. Св. Лаврентия в непосредственной близости от французских позиций. По окончании войны занимался составлением карты берегов о. Ньюфаундленда и п-ова Новая Шотландия. Их точность и детальность обеспечили ему репутацию опытного топографа и картографа в Адмиралтействе и Королевском географическом обществе. В 1766 Адмиралтейство поручило ему организовать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца и вычисления расстояния от Земли до Солнца; экспедиция должна была также выяснить, не является ли открытая в 1642 А.Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 из Плимута на корабле «Индевор» (85 чел.), пересек Атлантический океан, обогнул м. Горн, вышел в Тихий океан и достиг о.Отаити (Таити), где выполнил астрономическую задачу экспедиции (3 июня 1769). Составил географическое описание Таити и соседних островов; назвал их в честь Королевского географического общества о-вами Общества. Взяв курс на юго-запад, 7 октября 1769 подошел к Новой Зеландии, совершил вокруг нее плавание (В октябре 1769 – марте 1770) и определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком; объявил ее собственностью британской короны. Решив вернуться на родину через Индийский океан, взял курс на Австралию. 19 апреля 1770 достиг ее восточного берега, дал ему имя Новый Южный Уэльс и провозгласил английским владением. Обогнув северную оконечность Австралии (м.Йорк), доказал, что она отделена от Новой Гвинеи широким проливом (пролив Торреса), тем самым сделав общеевропейским достоянием державшееся испанцами в секрете открытие Л.В.де Торреса (1606). 11 октября прибыл в Батавию (совр. Джакарта); треть экипажа погибла там от малярии и дизентерии. Пересек Индийский океан, миновал м. Доброй Надежды и о. Св. Елены и в июле 1771 вернулся в Англию. Осенью 1771 Адмиралтейство поручило Д.Куку найти Южный континент в еще неисследованных частях Южного полушария. 13 июля 1772 отплыл из Плимута на корабле «Резольюшен» в сопровождении корабля «Эдвенчер» (капитан Т. Ферно), в конце октября прибыл в Капштадт (совр. Кейптаун), а 23 ноября взял курс на юг. Уже 12 декабря путь ему преградили сплошные льды, но продолжил поиски. 17 января 1773 впервые в истории пересек Южный полярный круг; тем не менее был вынужден повернуть на север и 25 марта подошел к берегам Новой Зеландии. Летом 1773 посетил о-ва Таити и Тонга и открыл о-ва Харви (о-ва Кука). 27 ноября вновь предпринял плавание на юг, в середине декабря наткнулся на непрерывную линию льдов, 30 января 1774 достиг самой южной точки своих путешествий – 71°10' южной широты, однако ему снова пришлось отступить. По пути в Новую Зеландию побывал на о.Пасха, Маркизских о-вах и архипелаге Новые Гибриды, открыл о. Новая Каледония, о. Ниуэ и о.Норфолк; сделал их подробное географическое описание. В ноябре 1774 покинул Новую Зеландию, пересек Тихий океан вдоль 55° южной широты, в декабре достиг Огненной Земли, в конце января 1775 обнаружил Южные Сандвичевы о-ва и о.Южная Георгия и 13 июля вернулся в Англию, потеряв за время путешествия лишь одного матроса. В результате экспедиции вероятность существования Южного континента оказалась под большим вопросом; если таковой и был, то у самого полюса под глыбами льда.

Получил звание пост-капитана; был награжден золотой медалью Королевского географического общества и принят в его члены. Приобрел большую известность и авторитет в Европе. Целью третьего путешествия стал поиск северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий. 12 июля 1776 отправился из Плимута на "Резольюшен» в сопровождении корабля «Дискавери» (капитан Ч.Клерк), 18 октября 1777 бросил якорь у Капштадта, 30 ноября взял курс на юго-восток, а 12 декабря открыл о-ва Принца Эдуарда. В 1777 посетил о. Тасмания, Новую Зеландию, о-ва Тонга, о. Таити и о-ва Общества. В декабре 1777 взял курс на север, 18 января 1778 пристал к Гавайским о-вам, которые назвал Сандвичевыми в честь своего покровителя графа Сандвича, в марте вышел к североамериканскому побережью в районе совр. Орегона, проплыл вдоль берегов Канады и Аляски, миновал Берингов пролив, пересек Северный полярный круг и продвинулся до 70°44' северной широты, где был остановлен сплошными льдами. Повернул на юг и в середине января 1779 добрался до Гавайских о-вов. Погиб 14 февраля 1779 в результате стычки с аборигенами в бухте Кеалакеакуа на западном побережье о. Гавайи, где и был похоронен. Его дневники, насыщенные богатой географической и этнографической информацией, многократно издавались на разных европейских языках. По своей роли в истории Великих географических открытий Д.Кук занимает место, сравнимое с местом Х.Колумба и Ф.Магеллана. Он не только открыл много новых земель и выяснил строение и расположение Австралии и многих островов Тихого, Атлантического и Индийского океанов, но и совершил прорыв в исследовании южных морей, дав их первое систематическое и достоверное картографическое описание. 

   
  Альфред Нобель родился  21 октября 1833 в Стокгольме. В 1842 семья переехала в Санкт-Петербург, где его отец основал механический завод по производству подводных мин (по заказу российского правительства). До 16 лет Альфред занимался с частными преподавателями, хорошо знал физику и химию, прекрасно владел несколькими языками, интересовался техническими науками, литературой, историей, медициной. В 1849 предпринял с образовательной целью двухлетнее путешествие по Европе и Америке. Большую часть времени провел в Париже, где изучал химию в лаборатории Т.Пелуза. Здесь он впервые услышал о нитроглицерине и способе его получения, что сыграло решающую роль в его дальнейшей жизни. В 1853 вернулся в Россию, работал на принадлежавшей его отцу фирме «Нобель и сыновья». В 1859 семья вернулась в Швецию, а Альфред остался в Петербурге. Работал у известного химика Н.Н.Зинина, который еще с 1853 проводил опыты с нитроглицерином (совместно со своим учеником В.Ф.Петрушевским). С мая 1862 А.Нобель начал свои первые самостоятельные опыты с этим веществом, и в 1863 произвел подводный взрыв в пригороде Петербурга, используя изобретенный им запал, впоследствии получивший название «нобелева». Попытка запатентовать способ применения нитроглицерина в качестве взрывного вещества в Главном инженерном управлении Петербурга окончилась неудачей, и А.Нобель отправился к родителям в Стокгольм. Здесь он занялся дальнейшими экспериментами с нитроглицерином и в 1864 получил в Швеции патент на производство взрывчатой смеси и свой запал. В это же время вместе с отцом и братьями он начал строительство двух заводов по производству нитроглицерина. Однако вскоре на одном из них, расположенном в Хелеборге, произошел мощный взрыв, в результате которого погиб младший брат Альфреда. Несчастные случаи при работе с нитроглицерином происходили все чаще, и правительство Швеции наложило запрет на производство нитроглицерина. Чтобы избежать банкротства, Нобель предпринял интенсивные поиски способов, позволяющих уменьшить взрывоопасность нитроглицерина, и в 1867 получил в Англии патент на способ приготовления «кизельгур-динамита», вещества, содержащего от 30 до 70% нитроглицерина, и кизельгур. Это вещество уже не взрывалось при малейшем нагревании и встряхивании. Вскоре динамит был запатентован в Швеции, затем в других странах. После франко-прусской войны 1870–1971 многие химики начали исследования по созданию бездымного пороха. В эту работу включился и Нобель. В 1875, растворив нитроцеллюлозу в нитроглицерине, он получил легковзрывающуюся желатинообразную массу, а в 1887, введя в нее определенные добавки, получил «баллистит», бездымный порох. Продукция динамитных заводов Нобеля быстро завоевала международный рынок и приносила огромные доходы. Сам Нобель, как это ни странно, был ярым пацифистом и поддерживал связи с некоторыми общественными деятелями конца 19 в., занимавшимися подготовкой Конгресса в защиту мира. Однако его точка зрения по этому вопросу была весьма своеобразной. Он писал: «Мои открытия скорее прекратят все войны, чем ваши конгрессы. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войн». К концу жизни Нобель занимался благотворительностью, помогал молодым людям, которые, как и он сам когда-то, пытались пробить себе дорогу. За два года до смерти он завещал почти все свое состояние фонду, который должен был ежегодно отчислять определенные суммы на премии для лиц, деятельность которых принесла человечеству наибольшую пользу. Умер Нобель в Сан-Ремо (Италия) 10 декабря 1896. После выполнения всех формальностей идея Нобеля стала реальностью: 29 июня 1900 устав фонда был утвержден Шведским парламентом. Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901. Лауреатами стали Э.Геринг (филиология и медицина), В.Рентген (физика), Л.Вант-Гофф (химия). В 1968 Шведский национальный банк принял решение об учреждении памятной премии Альфреда Нобеля в области экономических наук. Присуждение этой премии было возложено на Шведскую АН на условиях, предусмотренных в уставе Нобелевского фонда.

наверх

Hosted by uCoz