"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (май 2008 года)
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/
  135 лет со дня рождения Анри Барбюса (873-1935), французского писателя, общественного деятеля   175 лет со дня рождения Иоганнеса Брамса (1833-1897), немецкого композитора, пианиста, дирижера
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   195 лет со дня рождения Вильгельма Рихарда Вагнера (1813-1883), немецкого композитора   305 лет со дня основания Санкт-Петербурга (1703)
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  135 лет со дня рождения Говарда Картера (1873-1939), английского археолога   130 лет со дня рождения Айседоры Дункан (1878-1927), американской танцовщицы
 
 
 
 
         
   
  Анри Барбюс родился 27 мая 1874 в Аньере под Парижем. Учился в Сорбонне, зарабатывал на жизнь сотрудничеством в парижских газетах, однако особой известности как журналист не добился. В 1895 напечатал маленькую книгу стихов «Плакальщицы», благосклонно встреченную критикой, в 1908 выпустил первый роман «Ад». С началом Первой мировой войны ушел на фронт рядовым-добровольцем, был дважды награжден, написал роман «Огонь», передающий военный опыт (Гонкуровская премия, 1917) и признанный одним из лучших романов о войне. Барбюс был среди первых, кто начал описывать войну с беспощадной правдивостью и отвращением, воссоздавая неотступный ужас окопных будней, гибель мужей и сыновей. Он стал лидером международного объединения «Кларте», посвятившего свою деятельность пропаганде пацифизма, социального равенства и интернациональной солидарности интеллектуалов; Барбюс основал также Всемирный комитет против войны и фашизма.
   
  Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец. Брамс не написал ни одной оперы, но в остальном его творчество охватывало почти все основные музыкальные жанры. «Немецкий реквием»,  за ним следует полдюжины произведений меньшего масштаба для хора и оркестра. В наследии Брамса – вокальные ансамбли с сопровождением, мотеты a capella, квартеты и дуэты для голосов с фортепиано, около 200 песен для голоса и фортепиано. В области оркестрово-инструментальной следует назвать четыре симфонии, четыре концерта (в их числе возвышенный скрипичный концерт ре мажор, 1878, и монументальный «Второй фортепианный концерт си-бемоль мажор», 1881), а также пять оркестровых сочинений разных жанров, включая Вариации на тему Гайдна (1873). Он создал 24 камерно-инструментальных произведения разного масштаба для фортепиано соло и для двух фортепиано, несколько пьес для органа. Как автор песен Брамс охватил, быть может, менее широкий круг образов, чем Шуберт или Г.Вольф; большинство лучших его песен – чисто лирические, обычно на слова немецких поэтов второго ряда. Несколько раз Брамс писал на стихи Гёте и Гейне. Почти всегда песни Брамса точно соответствуют настроению избранного стихотворения, гибко отражают смену чувств и образов. Как мелодист Брамс уступает только Шуберту, в композиторском же мастерстве у него нет соперников. Симфоничность брамсовского мышления проявляется в широком дыхании вокальных фраз (часто ставящих перед исполнителями нелегкие задачи), в стройности формы и насыщенности фортепианной партии; Брамс бесконечно изобретателен в сфере фортепианной фактуры и в умении вовремя применить тот или иной фактурный прием. Брамс – автор двух сотен песен; он работал в этом жанре всю жизнь. Вершина песенного творчества – написанный в конце жизни великолепный вокальный цикл «Четыре строгих напева» (1896) на библейские тексты.
   
  Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника. Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений – увертюра си-бемоль мажор. В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре. Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился. Он поработал в Кёнигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы «Летучий голландец». Кульминацией парижских лет стало знакомство Вагнера с Г.Берлиозом. В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра «Фауст», завершена партитура «Риенци», закончено либретто «Летучего голландца». У Вагнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполнять партитуры Бетховена – кумира молодого Вагнера; одновременно он проявлял заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. Он добивался освобождения театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремился к расширению репертуара церковной музыки. Естественно, подобные реформы не могли не вызвать сопротивление, и хотя многие дрезденцы поддерживали Вагнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848 – вскоре после революционных событий в городе – Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста. Между тем композиторская слава Вагнера росла и крепла. В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос «Песнь о нибелунгах» и часто выступал в печати. Благодаря участию Листа – страстного пропагандиста новой музыки – в Веймаре были осуществлены концертное исполнение третьего акта только что законченного «Лоэнгрина» и постановка «Тангейзера» в полной редакции.
   
  Говард Картер родился в Суоффеме (графство Норфолк) 9 мая 1873. Получил домашнее образование и в 1891 по протекции лорда Амхерста Хакни был отправлен в Египет в качестве художника Египетского исследовательского фонда. В следующем году в Тель-эль-Амарне Картер провел первые раскопки под руководством Флиндерса Питри. Вплоть до 1900 оставался при Исследовательском фонде в качестве сотрудника Э.Невилла в Дейр-эль-Бахари, когда его назначили главным инспектором Департамента древностей египетского правительства. Работая под руководством Г.Масперо и У.Гарстина, провел электричество в Абу-Симбел и царские гробницы в Фивах. Именно ему как ассистенту Т.Дэвиса при раскопках в Долине царей принадлежит главная заслуга в открытии гробниц фараона Ментухотепа I, царицы Хатшепсут и Тутмоса IV. В 1903, вскоре после перевода в Саккару в качестве инспектора древностей Нижнего и Среднего Египта, Картер был уволен из департамента, несколько лет рисовал акварели на египетские темы. В 1906 началось его сотрудничество с графом Карнарвоном в раскопках Фиванского некрополя, что привело к открытию гробницы Аменхотепа I, поминального храма и скальной гробницы Хатшепсут, захоронений цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной, но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине царей. Наконец, в ноябре 1922 он совершил свое самое значительное открытие – гробницу Тутанхамона, правителя XVIII династии. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более 3 тысяч лет, содержала множество предметов искусства.
   
  Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877. Дункан проповедовала «высший разум в освобожденном теле». Одним из главных ее достижений – наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, – стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн. Одной из первых Дункан использовала симфоническую музыку, в том числе Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Открыла школы танца в Европе и в США, хотя никогда не занималась систематизацией своей системы. В 1921 приехала преподавать в Советскую Россию, где основанная ею школа и студия просуществовали до 1949.
   
  Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. С древних времён здесь, по Неве, проходил путь «из варяг в греки», стратегически эта территория имела чрезвычайно выгодное положение. В XVII веке Россия потеряла эти земли, по мирному договору 1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией, отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I «прорубил окно в Европу», страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости «Санкт-Петербург», называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства, сюда были переведены все органы государственной власти. С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран. Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом и зданием Главного Штаба, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, стрелка Васильевского острова. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы на Университетской набережной, памятник Петру I ("Медный всадник"), Смольный собор. В советское время таким же узнаваемым символом стал и крейсер «Аврора». Широко известны «белые» ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой. В 1914 году Санкт-Петербург переименовали в Петроград. С 1918 года Санкт-Петербург лишился столичного статуса, с 1924 года город стал называться Ленинградом. Самый тяжёлый период за всё время существования города - блокада Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год велась битва за город. Только благодаря огромным жертвам защитников города, их мужеству и отваге, Ленинград продолжил своё существование, не сдался фашистским войскам. После Великой Отечественной Войны, когда стало необходимо в массовом порядке строить жильё, город заметно увеличил свои размеры. Сегодня Санкт-Петербург стремится быть как можно более удобным не только для своих жителей, но и для туристов. Строятся новые дома, дороги, новые отели и гостиницы. Появляется всё больший интерес к истории Санкт-Петербурга, к его культуре, к знаменитым людям которые здесь жили и работали.

наверх

Hosted by uCoz