|
|
Иван
Сергеевич Тургенев родился в Орле. По
отцу принадлежал к старинному
дворянскому роду Тургеневых, известному
с XV в. По матери к роду Лутовиновых,
восходящему к XVII в. Детство будущего
писателя прошло в имении и усадьбе
Спасское-Лутовиново близ города Мценска
Орловской губ. Мать Тургенева Варвара
Петровна правила «подданными» на манер
самодержавной государыни – с «полицией»
и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях»
и каждое утро церемонно являвшимися к ней
на доклад. Любимое ее изречение было «хочу
казню, хочу милую». С добродушным от
природы и мечтательным сыном она
обходилась сурово, желая воспитать в нем
«настоящего Лутовинова», но напрасно. Она
лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды
тем из своих «подданных», к кому он успел
привязаться (позднее она станет
прототипом капризных барынь в повестях
Тургенева «Муму»,
«Пунин и Бабурин»).
Вместе с тем Варвара Петровна была
женщиной образованной и не чуждой
литературным интересам. С малых лет
Тургенева вывозили за границу, после
переезда семейства в Москву в 1827 обучали
лучшие педагоги и
к моменту поступления на словесное
отделение философского факультета
Московского университета в 1833 он уже
говорил на французском, немецком,
английском языках и сочинял стихи. В мае
1837 Иван Сергеевич отправился в Германию
совершенствоваться в философии. На
пароходе, которым Тургенев следовал за
границу, случился пожар, и пассажиры едва
спаслись (событие, описанное в очерке «Пожар
на море»). До 1841 слушал лекции в
Берлинском университете, где сблизился с
кружком русских студентов, поклонников «системы
Гегеля» (М.А.Бакунин, Т.Н.Грановский, Н.В.Станкевич
и др.). Близким его другом надолго стал
Бакунин (позднее Тургенев не раз гостил у
его родственников в Премухино), хотя
отношения их закончились разрывом, и
Бакунин послужил прототипом Рудина в
одноименном романе. Пробует свои силы в
драматургии: пьесы «Нахлебник»
(1848), «Холостяк»
(1849), «Где тонко, там
и рвется» (1847), «Месяц
в деревне» (1850) и др. с успехом, однако
недолго, шли на сцене. В
целом же, Тургенева-драматурга
современники не слишком ценили: лишь
появление новаторских пьес А.П.Чехова
позволило ретроспективно оценить эту
сторону творчества писателя (считается,
что он в некоторых аспектах предвосхитил
поэтику чеховской драмы). Настоящую славу
Тургеневу принесли маленькие рассказы и
очерки, на которые сам он не возлагал
больших надежд. В 1846, в очередной раз
уезжая за границу, он оставил одному из
издателей «Современника» И.И.Панаеву
очерк «Хорь и
Калиныч». Панаев поместил его в
разделе «Смесь» январской книжки журнала
за 1847, сопроводив подзаголовком «Из
записок охотника», чтобы расположить
читателей к снисходительности. Успеха не
предвидели ни автор, ни издатель, но успех
был необыкновенный. Образ рассказчика,
гуманного охотника, как бы отодвинут в
тень: он лишь сторонний наблюдатель или
внимательный слушатель. Возникает
иллюзия простоты и непосредственности
рассказа. При этом мужик в «Записках
охотника» в нравственном отношении
уравнен с барином, а иногда оказывается
выше его. Со страниц книги встает
многогранный, чуть идеализированный
образ «живой» России в противовес
гоголевским «мертвым душам». В
поэтической философии Тургенева люди
составляют некое целое с природой, и
потому надежда писателя на лучшее
будущее России связана с красотой и
одухотворенностью ее природы (книгу
завершает своеобразный лирический этюд Лес
и степь). Его приговор – крепостному
праву, развращающему и помещиков, и
крестьян. Когда в 1852 «Записки
охотника» вышли отдельным изданием,
это стало не только литературным
событием. Они сыграли заметную роль в
подготовке общественного мнения к
будущим реформам. Тургенев был
сослан в Спасское-Лутовиново,
что, впрочем, только прибавило
популярности и ему, и его книге.
К «Запискам охотника» по тематике
примыкают написанные в ссылке повести «Муму»
и «Постоялый двор».
Героем Тургенева становится «лишний
человек», обреченный на неудачу в
попытках принести пользу отечеству или
хотя бы найти личное счастье (этот герой
мелькал и в его ранних поэмах и повестях,
а сам «термин» был найден в повести «Дневник лишнего человека», 1850).
Таким «лишним человеком» оказывается
герой романа «Рудин»
(1855) – юный философ, получивший
образование в Германии и наделенный
недюжинным красноречием (прототипом его
был Бакунин). Мысль о спасительности «цепей
долга» перед лицом непостижимых законов
бытия звучит и в романе «Дворянское
гнездо» (1858). По существу, это
роман об исторической судьбе дворянства
в России. В следующим романе – «Накануне»
(1859) – речь идет о болгарине Инсарове,
человеке, в отличие от Рудина,
целеустремленном, посвятившем себя
борьбе за независимость Болгарии от
турецкого господства. Герой умирает, что
выглядит как расплата за счастье,
несовместимое с борьбой, однако главное
здесь не история любви. В романе на первом
плане общественная проблематика. «Заметьте,
– говорит Инсаров, – последний мужик,
последний нищий в Болгарии, и я – мы все
желаем одного и того же. У всех у нас одна
цель. Поймите, какую это дает уверенность
и крепость!». Либерал Тургенев имел в виду
объединение всех прогрессивных сил
русского общества для будущих
преобразований, но революционные
демократы истолковали роман по-своему. Н.А.Добролюбов
(в статье Когда же придет настоящий день?)
призвал «русских Инсаровых» к борьбе с «внутренними
турками», в число которых попадали не
только «крепостники», но и либералы,
вроде самого Тургенева. Писатель
уговаривал Н.А.Некрасова, издававшего «Современник»,
не печатать эту откровенно призывающую к
революционному насилию статью, но тот
отказал. Произошла ссора, в результате
которой Тургенев порвал с журналом, в
котором сотрудничал более десяти лет (примирится
он с Некрасовым лишь перед смертью
последнего). Конфликт Тургенева с
революционными демократами повлиял на
замысел лучшего его романа – «Отцы
и дети» (1861). Спор здесь идет
именно между либералами, каким был
Тургенев и его ближайшие друзья, и
революционными демократами, вроде
Добролюбова (который отчасти послужил
прототипом Базарова). Тургенева называли
«летописцем русской интеллигенции» за
умение угадывать подспудные движения
чувства и мысли «культурного слоя»
русских людей. В своих романах (все они
написаны на «злобу дня») он воплощал не
только уже существующие «типы и идеалы»,
но и едва нарождающиеся. В поздние годы
Тургенев получил европейское признание.
Вообще, его литературные интересы во
многом теперь были связаны с Европой. Он
тесно общается с ведущими французскими
писателями – Г.Флобером, Ж.Санд, Э.Золя и
др.; в 1878 вместе с В.Гюго
председательствует на международном
литературном конгрессе в Париже;
получает титул почетного профессора
Оксфордского университета и еще
множество лестных знаков внимания. Он
переводит на русский язык рассказы
Флобера, рекомендует русских авторов для
переводов на европейские языки и т.д.
|
|
|
Альбер
Камю родился 7 ноября 1913 в алжирской
деревне Мондови, в
24 км
к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье
сельскохозяйственного рабочего. Отец, по
происхождению эльзасец, погиб в Первую
мировую войну. Мать, испанка, перебралась
с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю
прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он
заболел туберкулезом, от последствий
которого страдал всю жизнь. Став
студентом Алжирского университета,
изучал философию, перебивался случайными
заработками. Озабоченность социальными
проблемами привела его в
коммунистическую партию, однако через
год он вышел из нее. Организовал
самодеятельный театр, с 1938 занялся
журналистикой. Освобожденный в 1939 от
военного призыва по состоянию здоровья, в
1942 вступил в подпольную организацию
Сопротивления «Комба»; редактировал ее
нелегальную газету с тем же названием.
Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для
прессы публицистические статьи,
собранные впоследствии в трех книгах под
общим названием «Злободневные
заметки». Камю начал писать, не
достигнув 20 лет, первые свои книги – «Изнанка
и лицо» и «Брачный
пир» издал в Алжире. Его перу
принадлежат романы «Посторонний»,
«Чума» и «Падение»,
пьесы «Калигула»,
«Недоразумение», «Осадное
положение» и «Праведные»,
философские трактаты «Миф
о Сизифе» и «Бунтующий
человек», посмертно изданное
собрание публицистики «Злободневные заметки», а также
предисловия, статьи и речи. Незаконченный
автобиографический роман «Первый
человек», черновик которого был
найден на месте гибели Камю, опубликован
в 1994. «Посторонний»
и «Миф о Сизифе»
содержат основные ключи к философии Камю.
Сознание Мерсо, героя «Постороннего»,
пробуждается лишь к самому концу
повествования, когда он оказывается
перед лицом смертной казни за случайное,
беспричинное убийство незнакомого араба.
Прототип современного антигероя, он
бесит судей неприятием их лицемерия и
отказом признать собственную вину. В «Мифе
о Сизифе» мифологический герой Сизиф
начинает там, где кончил Мерсо. Боги
приговорили его вечно катить на гору
огромный камень, который, достигнув
вершины, снова падает вниз, но Сизиф
всякий раз упрямо начинает сначала,
понимая всю бессмысленность своего труда.
В этом сознании бессмысленности своих
действий и заключается его победа. Из
пяти пьес Камю наибольший успех выпал на
долю «Калигулы».
Своей жизнью и смертью Калигула доводит
идею абсурда и бунта до вывода о полной
несостоятельности своего выбора.
|