КАЛЕНДАРЬ
МЕСЯЦА (май 2008 года) |
/январь-декабрь
2008/январь/февраль/март/апрель/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/ |
|
|
|
135 лет со дня рождения Анри
Барбюса (873-1935), французского писателя, общественного
деятеля |
|
175 лет со дня рождения Иоганнеса
Брамса (1833-1897), немецкого композитора,
пианиста, дирижера |
о
писателях |
|
календарь
месяца |
|
чтение
для души |
|
портрет
книги |
|
экскурсия
по книгам мира |
|
|
|
|
|
книжные
новинки |
|
|
195 лет со дня рождения
Вильгельма Рихарда Вагнера (1813-1883),
немецкого композитора
|
|
305 лет со дня основания Санкт-Петербурга
(1703)
|
новинки
нашей библиотеки |
|
это
интересно знать |
|
это
весело |
|
домой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
135 лет со дня рождения Говарда
Картера (1873-1939), английского археолога
|
|
130 лет со дня рождения Айседоры
Дункан (1878-1927), американской танцовщицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анри
Барбюс родился
27 мая 1874 в Аньере под Парижем. Учился в
Сорбонне, зарабатывал на жизнь
сотрудничеством в парижских газетах,
однако особой известности как журналист
не добился. В 1895 напечатал маленькую
книгу стихов «Плакальщицы»,
благосклонно встреченную критикой, в 1908
выпустил первый роман «Ад».
С началом Первой мировой войны ушел на
фронт рядовым-добровольцем, был дважды
награжден, написал роман «Огонь»,
передающий военный опыт (Гонкуровская
премия, 1917) и признанный одним из лучших
романов о войне. Барбюс был среди первых,
кто начал описывать войну с беспощадной
правдивостью и отвращением, воссоздавая
неотступный ужас окопных будней, гибель
мужей и сыновей. Он стал лидером
международного объединения «Кларте»,
посвятившего свою деятельность
пропаганде пацифизма, социального
равенства и интернациональной
солидарности интеллектуалов; Барбюс
основал также Всемирный комитет против
войны и фашизма.
|
|
|
|
|
|
Иоганнес
Брамс родился
7 мая 1833 в Гамбурге, в семье Якоба Брамса,
профессионального контрабасиста. Первые
уроки музыки Брамсу давал отец. Брамс не
написал ни одной оперы, но в остальном его
творчество охватывало почти все основные
музыкальные жанры. «Немецкий
реквием», за
ним следует полдюжины произведений
меньшего масштаба для хора и оркестра. В
наследии Брамса – вокальные ансамбли с
сопровождением, мотеты a capella, квартеты и
дуэты для голосов с фортепиано, около 200
песен для голоса и фортепиано. В области
оркестрово-инструментальной следует
назвать четыре симфонии, четыре концерта
(в их числе возвышенный скрипичный
концерт ре мажор, 1878, и монументальный «Второй
фортепианный концерт си-бемоль мажор»,
1881), а также пять оркестровых сочинений
разных жанров, включая Вариации на тему
Гайдна (1873). Он создал 24 камерно-инструментальных
произведения разного масштаба для
фортепиано соло и для двух фортепиано,
несколько пьес для органа. Как автор
песен Брамс охватил, быть может, менее
широкий круг образов, чем Шуберт или Г.Вольф;
большинство лучших его песен – чисто
лирические, обычно на слова немецких
поэтов второго ряда. Несколько раз Брамс
писал на стихи Гёте и Гейне. Почти всегда
песни Брамса точно соответствуют
настроению избранного стихотворения,
гибко отражают смену чувств и образов.
Как мелодист Брамс уступает только
Шуберту, в композиторском же мастерстве у
него нет соперников. Симфоничность
брамсовского мышления проявляется в
широком дыхании вокальных фраз (часто
ставящих перед исполнителями нелегкие
задачи), в стройности формы и
насыщенности фортепианной партии; Брамс
бесконечно изобретателен в сфере
фортепианной фактуры и в умении вовремя
применить тот или иной фактурный прием.
Брамс – автор двух сотен песен; он
работал в этом жанре всю жизнь. Вершина
песенного творчества – написанный в
конце жизни великолепный вокальный цикл
«Четыре строгих
напева» (1896) на библейские тексты.
|
|
|
|
|
|
Вильгельм
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в
Лейпциге, в семье чиновника. Детство
Вагнера не было благополучным: он много
болел, семья часто переезжала, в
результате мальчик учился урывками в
школах разных городов. В феврале 1831
поступил в Лейпцигский университет, а
незадолго до этого было исполнено одно
из первых его произведений – увертюра
си-бемоль мажор. В 1834 он занял место
дирижера в Магдебургском театре.
Больших успехов молодой музыкант в
Магдебурге не добился. Он поработал в
Кёнигсберге и Риге, но не задержался и в
этих городах. Во время плавания он
услышал от матросов легенду, которая
легла в основу его новой оперы «Летучий
голландец». Кульминацией парижских
лет стало знакомство Вагнера с Г.Берлиозом.
В творческом отношении парижский период
тоже принес немалые плоды: здесь была
написана симфоническая увертюра «Фауст»,
завершена партитура «Риенци»,
закончено либретто «Летучего
голландца». У Вагнера были
замечательные идеи (позже он развил их в
своих литературных трудах): он хотел
преобразовать придворный оркестр так,
чтобы тот мог надлежащим образом
исполнять партитуры Бетховена – кумира
молодого Вагнера; одновременно он
проявлял заботу об улучшении условий
жизни оркестрантов. Он добивался
освобождения театра от опеки двора с его
бесконечными интригами, стремился к
расширению репертуара церковной музыки.
Естественно, подобные реформы не могли
не вызвать сопротивление, и хотя многие
дрезденцы поддерживали Вагнера (по
крайней мере, в принципе), все же они
остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848
– вскоре после революционных событий в
городе – Вагнер выступил публично в
защиту республиканских идей, он был
смещен со своего поста. Между тем
композиторская слава Вагнера росла и
крепла. В последние годы дрезденского
периода Вагнер изучал эпос «Песнь
о нибелунгах» и часто выступал в
печати. Благодаря участию Листа –
страстного пропагандиста новой музыки
– в Веймаре были осуществлены
концертное исполнение третьего акта
только что законченного «Лоэнгрина» и постановка «Тангейзера»
в полной редакции.
|
|
|
|
|
|
Говард Картер родился
в Суоффеме (графство Норфолк) 9 мая 1873.
Получил домашнее образование и в 1891 по
протекции лорда Амхерста Хакни был
отправлен в Египет в качестве художника
Египетского исследовательского фонда. В
следующем году в Тель-эль-Амарне Картер
провел первые раскопки под руководством
Флиндерса Питри. Вплоть до 1900 оставался
при Исследовательском фонде в качестве
сотрудника Э.Невилла в Дейр-эль-Бахари,
когда его назначили главным инспектором
Департамента древностей египетского
правительства. Работая под руководством
Г.Масперо и У.Гарстина, провел
электричество в Абу-Симбел и царские
гробницы в Фивах. Именно ему как
ассистенту Т.Дэвиса при раскопках в
Долине царей принадлежит главная
заслуга в открытии гробниц фараона
Ментухотепа I, царицы Хатшепсут и
Тутмоса IV. В 1903, вскоре после перевода в
Саккару в качестве инспектора
древностей Нижнего и Среднего Египта,
Картер был уволен из департамента,
несколько лет рисовал акварели на
египетские темы. В 1906 началось его
сотрудничество с графом Карнарвоном в
раскопках Фиванского некрополя, что
привело к открытию гробницы Аменхотепа I,
поминального храма и скальной гробницы
Хатшепсут, захоронений цариц XVIII
династии. Дальнейшие раскопки были
прерваны Первой мировой войной, но, как
только позволили обстоятельства, Картер
убедил Карнарвона продолжить
исследования в Долине царей. Наконец, в
ноябре 1922 он совершил свое самое
значительное открытие – гробницу
Тутанхамона, правителя XVIII династии.
Гробница юноши-царя, остававшаяся
запечатанной более 3 тысяч лет,
содержала множество предметов
искусства.
|
|
|
|
|
|
Айседора Дункан родилась
в Сан-Франциско 27 мая 1877. Дункан
проповедовала «высший разум в
освобожденном теле». Одним из главных ее
достижений – наряду с тем впечатлением,
которое оставлял у зрителей ее танец, –
стало утверждение возможности
существования сценического танца вне
прежних запретов, например, подражая
ритму колеблемых ветром деревьев или
волн. Одной из первых Дункан
использовала симфоническую музыку, в
том числе Глюка, Шуберта, Бетховена,
Вагнера. Открыла школы танца в Европе и в
США, хотя никогда не занималась
систематизацией своей системы. В 1921
приехала преподавать в Советскую Россию,
где основанная ею школа и студия
просуществовали до 1949.
|
|
|
|
|
|
Санкт-Петербург
– один из красивейших городов мира. С
древних времён здесь, по Неве, проходил
путь «из варяг в греки», стратегически
эта территория имела чрезвычайно
выгодное положение. В XVII веке Россия
потеряла эти земли, по мирному договору
1617 года они отошли Швеции. С 1700 по 1721 годы
Россия вела войну со Швецией,
отвоёвывала приневские земли. Для
утверждения на берегах Невы 27 мая 1703
года и был основан Санкт-Петербург.
Отсюда русский царь Пётр I «прорубил
окно в Европу», страна получила выход в
Балтийское море. Начался город с
крепости «Санкт-Петербург», называемой
сейчас Петропавловской, по находящемуся
при ней собору. Вокруг этой крепости и
начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург
стал столицей Русского государства,
сюда были переведены все органы
государственной власти. С самого начала
существования Санкт-Петербурга его
строили самые талантливые архитекторы и
инженеры. Кроме русских зодчих здесь
оставили заметный архитектурный след
представители Швейцарии, Италии,
Франции и других стран. Санкт-Петербург,
как и задумывал Пётр I, стал «городом
веротерпимости». Здесь строились не
только православные церкви, но и храмы
других конфессий. С начала XVIII века в
Санкт-Петербурге стали поселяться немцы,
финны, шведы, армяне, татары и
представители многих других
народностей. Главной магистралью города
стал Невский проспект. В столице
Российской империи было построено
огромное количество памятников, которые
составили великолепные ансамбли. Широко
известны Дворцовая площадь с Зимним
дворцом и зданием Главного Штаба,
Исаакиевский и Казанский соборы,
Петропавловская крепость,
Адмиралтейство, стрелка Васильевского
острова. Символами Санкт-Петербурга
стали сфинксы на Университетской
набережной, памятник Петру I ("Медный
всадник"), Смольный собор. В советское
время таким же узнаваемым символом стал
и крейсер «Аврора». Широко известны «белые»
ночи, когда в мае и июне, при незаходящем
ночью за горизонт солнце, можно смотреть
за разводом мостов над Невой. В 1914 году
Санкт-Петербург переименовали в
Петроград. С 1918 года Санкт-Петербург
лишился столичного статуса, с 1924 года
город стал называться Ленинградом.
Самый тяжёлый период за всё время
существования города - блокада
Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год велась
битва за город. Только благодаря
огромным жертвам защитников города, их
мужеству и отваге, Ленинград продолжил
своё существование, не сдался
фашистским войскам. После Великой
Отечественной Войны, когда стало
необходимо в массовом порядке строить
жильё, город заметно увеличил свои
размеры. Сегодня Санкт-Петербург
стремится быть как можно более удобным
не только для своих жителей, но и для
туристов. Строятся новые дома, дороги,
новые отели и гостиницы. Появляется всё
больший интерес к истории Санкт-Петербурга,
к его культуре, к знаменитым людям
которые здесь жили и работали.
|
|
|
наверх |