"Этот второй мир обогащает человека"

КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (декабрь 2008 года)
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/
  80 лет со дня рождения Чингиза (Чынгыз) Торенкуловича Айтматова (1928), киргизского писателя   210 лет со дня рождения Адама Мицкевича (1798-1855), польского поэта
о писателях
календарь месяца
чтение для души
портрет книги
экскурсия по книгам мира        
книжные новинки   205 лет со дня рождения Гектора (Эктора) Луи Берлиоза (1803-1869), французского композитора, дирижера   150 лет со дня рождения Джакомо (Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария) Пуччини (1858-1924), итальянского композитора
новинки нашей библиотеки
это интересно знать
это весело
домой
         
  150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858-1943), советского режиссера, театрального деятеля, педагога, писателя   60 лет со дня утверждения всеобщей декларации прав человека ООН (1948)
 
 
 
 
         
   
  Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.  В 1948 Айтматов окончил ветеринарный техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу».  В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принесшая Айтматову мировую известность. В повести «Джамиля», героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа. В 1963 был издан сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Материнское поле» повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью. Мифологические, эпические мотивы стали основой повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977). Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода. В 1973 Айтматов написал в соавторстве с К.Мухамеджановым пьесу «Восхождение на Фудзияму». Поставленный по ней спектакль в московском театре «Современник» имел большой успех. В центре пьесы – проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости. В 1980 Айтматов написал свой первый роман «И дольше века длится день» (впоследствии озаглавленный «Буранный полустанок»). Главный герой романа – простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в романе И дольше века длится день важное место занимает образ верблюда – как символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом. Роман «И дольше века длится день» имел огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия. Второй роман Айтматова «Плаха» (1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе «И дольше века длится день». В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали эклектичность авторской философии, которая в романе Плаха перевешивала художественные достоинства текста. В настоящее время Чингиз Айтматов – посол Киргизстана в Бельгии, НАТО и Европейском союзе
   
  Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу. В России Мицкевич написал «Крымские сонеты» и эпическую поэму в байроновском духе «Конрад Валленрод», свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829–1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830–1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832–1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть «Дзядов» и «Пан Тадеуш». В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие «Пана Тадеуша» разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета – распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой. После «Пана Тадеуша» Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. 
   
  Луи Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 км на северо-запад от Гренобля, в исторической области Дофине на юго-востоке Франции. Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, и сам занимался с мальчиком как музыкой, так и латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой, но не фортепиано, которое редко можно было увидеть в далеких горах Дофине. Уже в 12 лет Гектор сочинял для местного любительского ансамбля, и в этих попытках сразу обнаружилась своеобразие мелодического мышления – врожденное качество будущего композитора. Известно, что вторая тема увертюры «Тайные судьи» и начало первой части «Фантастической симфонии» были заимствованы автором из его юношеских сочинений. К 1830 (год триумфа – присуждения ему первой Римской премии) Берлиоз уже открыл для себя мир музыки Бетховена и мир драмы Шекспира, стал автором мессы, двух оркестровых увертюр, драматической фантазии «Буря» по Шекспиру, восьми сцен из «Фауста» (по Гёте), вокального цикла на стихи Томаса Мура и краеугольного камня новой романтической музыки  «Фантастической симфонии». Деятельность Берлиоза можно охарактеризовать как пропаганду во всей Европе «драматического» стиля бетховенских симфоний, а также тех новых принципов симфонизма, которые сложились в творчестве самого Берлиоза и, возможно, являлись естественным следствием его самобытного мелодического дара. Гармония, полифония, формы – все подвергалось пересмотру с целью соответствия, с одной стороны, новому исходному материалу – необычно длинным и гибким мелодическим линиям, а с другой – принципиально новой трактовке тембра как неотъемлемого компонента музыкальной мысли. Духовными наставниками Берлиоза были Глюк, Вебер и Бетховен; он черпал вдохновение из творений Шекспира, Гёте и Вергилия: его Энеиду Берлиоз знал наизусть и позже создал на ее сюжет свой поздний шедевр – оперу «Троянцы». В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь, что представляло нелегкую задачу в условиях музыкальной жизни того времени: публика отдавала предпочтение солистам-виртуозам, которые исполняли популярные или «блестящие» пьесы. Берлиоза выручала журналистика: он был музыкальным обозревателем весьма влиятельной газеты «Журналь де деба», и его статьи, выходившие по вторникам, составляли украшение этого издания. Написанные живо, остроумно, с глубоким знанием предмета, исполненные чувства и мысли, отзывы Берлиоза о важных явлениях музыкальной культуры до сих пор читаются с интересом. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них – сборник новелл «Вечера с оркестром», стал бестселлером в 1853.
   
  Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 в Лукке, в семье музыкантов. Пуччини впервые обратил на себя внимание ранними операми «Виллисы», «Эдгар» и «Манон Леско», но первый крупный успех пришел к нему только после постановки «Богемы» по  известной повести А. Мюрже «Сцены из жизни богемы». Опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала. Пуччини использует здесь элементы импрессионистического стиля Дебюсси (например, ходы параллельными квартами и квинтами), реалистическое изображение жизни в духе Масканьи, но ко всему этому добавляется присущая Пуччини смесь юмора, обаяния, воодушевления и чувственности. Среди более поздних опер композитора наибольшим признанием с момента премьеры пользовалась «Тоска», хотя сюжет этой оперы носит едва ли не садистский характер: на сцене – убийство, самоубийство и пытки. Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года появилась опера «Мадам Баттерфлай», однако на премьере она была принята столь прохладно, что Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Его последняя опера «Турандот» осталась незавершенной, после кончины композитора была закончена Ф.Альфано и впервые поставлена в Милане в 1926.
   
 

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 11 декабря 1858 в Озургеты (Грузия) в украинской дворянской семье (по матери армянин). Детство провел в Тифлисе. В юности с успехом участвовал в любительских спектаклях. Позднее, занимаясь на физико-математическом факультете Московского университета (1876–1879), продолжал интересоваться театром. С 1877 печатал театральные статьи и обзоры в журналах «Будильник», «Артист», газетах «Русский курьер», «Новости дня» и др. под псевдонимами Вл., Владь, Гобой, Нике и Кикс и др. В 1881 опубликовал первый рассказ «На почтовой станции». Автор повестей, романов, пьес. Драмы ставились в Александрийском и Малом театрах с участием Ермоловой, Садовской, Савиной, Ленского и др., широко шли в провинции. Отказался от присужденной ему Грибоедовской премии за пьесу «Цена жизни», считая, что по справедливости должна быть отмечена написанная в том же году «Чайка» А.П.Чехова. Став одним из руководителей Художественного театра, только однажды решился поставить на его сцене свою пьесу, в чем горько раскаивался. Немирович-Данченко мечтал об обновлении театра, приближении сцены к новым художественным направлениям и жизненной реальности. Требовалось воспитать актеров нового типа, способных передавать стиль и мысли новой драмы. В 1891–1901 он вел преподавательскую работу в драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Чуткий к новым тенденциям в сценическом искусстве, Немирович-Данченко особое внимание уделял реформаторской деятельности Южина в Малом театре и опытам К.С.Станиславского в Обществе искусства и литературы. Одним из первых он осознал перспективы театральной режиссуры с ее задачей построения спектакля как художественного целого. Летом 1897 по инициативе Немировича-Данченко состоялась его встреча с Станиславским.  В ходе легендарной 18-ти часовой беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления, обсуждены состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актеры, скромно-неброское оформление зала, разделены обязанности. Партнеры обсудили круг авторов и репертуар. Было решено, что Немирович-Данченко возьмет на себя «литературную часть» и организационные вопросы, Станиславскому достанется часть художественная. Однако в первые же месяцы репетиций выявилась условность такого разделения обязанностей. Репетиции «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры, но именно Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора из шести претендентов своего ученика И.В.Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царька-мужичка». Сам Немирович-Данченко настаивал прежде всего на своем вкладе в отбор репертуара и поиск авторов театра, в разгадку «дикции» и «цвета» пьесы. Педагогический талант Немировича-Данченко был общепризнан еще до начала его работы в Художественном театре. Вошедшие в труппу МХТ его ученики выделялись непосредственностью контакта с литературным материалом, тонким чувством исторического стиля эпохи. Работавшие с ним актеры говорили об умении режиссера подобрать потайные ключи к каждой индивидуальности, найти «петушиное» слово для любого актера, расколдовать его. Для Немировича-Данченко было характерно тяготение к «большой линии». Находясь рядом с одаренным гениальной режиссерской фантазией Станиславским, он сумел выработать свой индивидуальный стиль и почерк. В отличие от Станиславского был чуток к трагическим и тревожным нотам жизни, увлекался исторической трагедией – «Юлий Цезарь» (1903) У.Шекспира стал одной из его крупнейших режиссерских побед. Реорганизация театра, продолжавшего носить имя Художественного, предполагала появление новых авторов, и до своего отъезда с Комической оперой на гастроли за границу Немирович-Данченко поставил «Пугачевщину» К.А.Тренева (1925). С октября 1925 по январь 1928 он оставался за границей, некоторое время работал в Голливуде. Возвращение в Москву совпало с резкими политическими переменами в СССР. С осени 1928 из-за болезни сердца Станиславский прекратил не только актерские выступления, но и деятельность режиссера-постановщика, сосредоточившись на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение МХТа легла на Немировича-Данченко. Он ставит революционные пьесы современных авторов – «Блокаду» Вс.Иванова (1929), «Любовь Яровую» Тренева (1936), продолжает опыты в постановках классической романной прозы – в 1930 ставит «Воскресение» по Толстому. Собственную теорию актерского искусства Немирович-Данченко не оформил в законченную систему, как это сделал Станиславский, хотя в его рукописях, в записях репетиций, которые велись с середины 1930-х годов, им были разработаны понятия «второго плана сценической жизни актера», «физического самочувствия», «зерна образа» и др. В последние годы он приглядывал конкретные фигуры, которые могли бы принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу Художественного театра. 

 

наверх

Hosted by uCoz