КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (июнь 2008года) | |||||
/январь-декабрь 2008/январь/февраль/март/апрель/май/июль/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/ | |||||
110 лет со дня рождения Эрих Марии (Эрих Пайль) Ремарка (1898-1970), немецкого писателя | 160 лет со дня рождения Поля Эжена Анри Гогена (1848-1903), французского художника | ||||
о писателях | |||||
календарь месяца | |||||
чтение для души | |||||
портрет книги | |||||
экскурсия по книгам мира | |||||
книжные новинки | 165 лет со дня рождения Эдварда Грига (1843-1907), норвежского композитора, общественного деятеля | 190 лет со дня рождения Шарля Гуно (1818-1893), французского композитора | |||
новинки нашей библиотеки | |||||
это интересно знать | |||||
это весело | |||||
домой | |||||
45 лет со дня начала первого полета женщины в космос | 80 лет со дня рождения Эрнесто (Че) Гевары (Гевара де ал Серна) (1928-1967), латиноамериканского революционера | ||||
Эрих Мария Ремарк родился
22 июня 1898 в Оснабрюке. Широчайшую
известность ему принесла книга о Первой
мировой войне «На Западном фронте без перемен».
Хроника погубленного войной поколения
продолжена в романе «Возвращение»,
повествующем о борьбе ветеранов войны за
свое место в обществе. В «Трех
товарищах» герои пытаются обрести
себя среди экономической и политической
разрухи послевоенной Германии. Романы «Возлюби
ближнего своего» и «Триумфальная
арка» посвящены судьбам беженцев из
гитлеровской Германии, а «Черный обелиск» рисует эпоху
Великой депрессии в Европе. Последний
роман Ремарка, «Ночь
в Лиссабоне» повествует о лишившихся
родины беженцах в годы Второй мировой
войны. |
|||||
Эжен
Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848.
В 1865 он присоединился к команде торгового
судна и совершил несколько долгих
морских путешествий. Финансовые успехи
позволили Гогену заняться
коллекционированием произведений
импрессионистов. Гоген не получил
регулярного художественного образования,
если не считать нескольких уроков,
которые ему дал импрессионист Камиль
Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую
деятельность, чтобы полностью посвятить
себя живописи. 1887
Гоген предпринял путешествие на остров
Мартиника; во время пребывания там он
осознал, что для творческого вдохновения
нуждается в уединенной жизни в гармонии с
природой. В 1888 он некоторое время провел в
Бретани. В одной из своих наиболее
известных бретонских работ – «Видение
после проповеди» (1888) художник
акцентирует плоскостность живописной
поверхности, что, возможно, является
результатом его знакомства с японской
гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина
«Желтый Христос»
(1889) тоже относятся к бретонскому периоду
творчества. В эти годы Гоген становится
лидером нового направления – синтетизма,
приверженцы которого по-новому
использовали цвет и форму, смело
очерчивая объекты, упрощая образы,
сопоставляя большие участки чистого
цвета для достижения эмоционального
эффекта. В начале 1891 Гоген устроил
аукцион своих работ, чтобы на вырученные
деньги совершить путешествие на остров
Таити. Разочарование во французской
колониальной жизни заставило его
направиться в глубь острова. В своих
картинах Гоген создал образы людей,
живущих в гармонии с природой, ощущение
земного рая и золотого века человечества.
Среди произведений этого периода его
творчества – «Манао
Тупапау – Следящий Дух мертвого»(1892)
и «Таитянские
пасторали» (1893, Санкт-Петербург,
Эрмитаж). В своих последних работах Гоген
воплотил образы идеальной жизни вне
времени и пространства. Гоген оставил
литературное наследие, которое, помимо
писем и дневников, включает исследование
таитянской культуры и мифов и мемуары «До
и После». Гоген писал также
критические статьи в периодические
издания и основал на Таити сатирический
журнал. |
|||||
Эдвард Григ родился
15 июня 1843 в Бергене. В возрасте шести лет
Эдвард начал заниматься музыкой с
матерью. Грига отправили учиться в
Лейпцигскую консерваторию.
Консерваторские занятия не оказали
определяющего воздействия на
художественную индивидуальность
музыканта; гораздо большее значение
имело знакомство Грига с молодым
норвежским композитором, автором
национального гимна Р.Нурдроком.
Объединившись, молодые музыканты начали
поход против «вялой» скандинавской
музыки Н. Гаде, находившегося под
влиянием Ф.Мендельсона, и поставили
своей целью создание более сильного и
самобытного «северного стиля». В Риме
Григ подружился с уже немолодым в ту
пору Ф.Листом, который выразил полный
восторг по поводу сочиненного норвежцем
великолепного фортепианного концерта
ля минор (1868). По возвращении на родину
Григ некоторое время дирижировал
симфоническими концертами в Кристиании
(ныне Осло), основал там Норвежскую
музыкальную академию (1867). Григ выступал
во Франции, Англии, Германии, Польше и
Венгрии и пользовался большим уважением
как за рубежом, так и в родной стране.
Кембриджский и Оксфордский
университеты присвоили ему звание
почетного доктора музыки; он был избран
в члены Института Франции и Берлинской
академии. В 1898 Григ организовал в
Бергене первый Норвежский музыкальный
фестиваль, имевший большой успех. Григ
был композитором ярко национального
типа. Он не столько использовал фольклор,
сколько пытался запечатлеть в своем
творчестве атмосферу Норвегии, ее
пейзажи. Он выработал специфические
мелодические и гармонические приемы,
которыми, быть может, иногда
злоупотреблял. Поэтому особенно
удавались Григу малые, преимущественно
лирические инструментальные формы, в
каких и написано большинство его
фортепианных и оркестровых пьес, а также
песенный жанр. Десять тетрадей «Лирических
пьес для фортепиано» - вершина
творчества композитора. Песни Грига,
числом 240, были написаны главным образом
для жены композитора, превосходной
певицы. Они отличаются глубиной
выразительности и тонкой передачей
поэтического текста. Среди наиболее
известных сочинений Грига музыка к
драме Ибсена «Пер
Гюнт». Аранжировки наиболее
известных мелодий Грига были
использованы в появившейся в 1940-е годы
популярной оперетте «Песнь
Норвегии», основанной на истории
жизни композитора. |
|||||
Шарль
Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже.
Его отец был художником, мать –
одаренной пианисткой, которая поощряла
в детстве его интерес к музыке. В 1839 был
удостоен Римской премии. В Риме изучал
великую духовную музыку итальянского
Возрождения, написал две мессы, реквием
и кантату. Познакомился с
произведениями немецких романтиков, но
в творчестве преобладало влияние
итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно
принял решение стать священником. Он
служил органистом и регентом в церкви
Иностранных миссий в Париже. Со временем
любовь к музыке победила: отказавшись от
принятия духовного сана, он полностью
посвятил себя творчеству и стал
профессиональным композитором. В 1851 в
Лондоне была исполнена его месса соль
мажор, успех которой открыл перед ним
новые возможности. Парижский театр «Опера»
принял к постановке первую оперу Гуно «Сафо».
Благодаря «Фаусту»
(1860), композитор смог упрочить свое
положение в театре. Премьера состоялась
на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно
исключил ее из репертуара и переписал.
Новая редакция «Фауста»,
завоевавшая симпатии публики, была
поставлена в 1869 в Императорской
академии музыки. Под влиянием
усилившихся религиозно-мистических
настроений Гуно все чаще обращается к
церковной музыке; два важнейших
сочинения этого времени – «Искупление»
и «Смерть и жизнь» - трилогии
для певцов-солистов, хора и оркестра.
Позднее был создан реквием (1893); автору
не довелось услышать свое творение, хотя
он настойчиво просил Концертное
общество исполнить хотя бы фрагмент.
Гуно сыграл важнейшую роль в
становлении подлинно французской оперы.
К достоинствам Гуно можно отнести его
умение создавать яркие эпизоды. Сцены в
саду и в тюрьме из «Фауста»
превосходны, а вальсы передают живость
французского характера. «Ave Maria» лучшее духовное сочинение
Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха.
Он превосходно писал для хора, хотя его
творческое воображение уступало его
техническому мастерству. |
|||||
Валентина
Терешкова – первая женщина космонавт.
Полетела в космос на корабле «Восток-6» 16июня
|
|||||
Эрнесто
Гевара де ла Серна (революционер,
крупнейший деятель кубинской революции,
теоретик и практик «экспорта революции»)
родился 14 июня 1928 в Росарио (Аргентина) в
семье архитектора. После окончания
медицинского факультета университета
Буэнос-Айреса много путешествовал,
вступил в контакт с левыми движениями
Боливии, Эквадора, Коста-Рики, Панамы,
Перу и Гватемалы. В Мексике Гевара
сошелся с кубинскими революционерами –
братьями Кастро и принял участие в
Кубинской революции в качестве
командующего партизанской колонны. В
правительстве Кастро Гевара занимал
посты председателя Национального банка
Кубы (1959–1961), а затем министра
промышленности. Руководил разделом земли
и национализацией промышленности.
Убежденный марксист, Гевара подталкивал
Кастро к более тесному союзу с
социалистическими странами. В 1965 воевал в
Конго (Киншасе) на стороне партизан,
однако его миссия закончилась провалом. В
ноябре 1966 Гевара отправился в Боливию.
Созданный им партизанский отряд был
окружен и разгромлен правительственными
войсками, а сам Гевара был расстрелян
возле Вильягранде 9 октября 1967. После
своей гибели приобрел ореол мученика
революции и стал кумиром
леворадикального студенчества. Наиболее
известна книга Гевары «Партизанская
война». |
|||||