КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (октябрь 2007 года) | |||||
/январь-декабрь 2007/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/июль/август/сентябрь/ноябрь/декабрь/ | |||||
160 лет со дня рождения Луи Анри Буссенара, французского писателя (1847-1910) |
|
460 лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса Сааверда, испанского писателя (1547-1616) |
|||
о писателях | |||||
календарь месяца | |||||
чтение для души | |||||
портрет книги | |||||
экскурсия по книгам мира | |||||
книжные новинки |
120 лет со дня рождения Шарля Эдуара ле Корбюзье (Жаннере), французского архитектора, теоретика архитектуры (1887-1965) |
125 лет со дня рождения Имре (Эммериха) Кальмана, венгерского композитора (1882-1953) |
|||
новинки нашей библиотеки | |||||
это интересно знать | |||||
это весело | |||||
домой | |||||
225 лет со дня рождения Никколо Паганини, итальянского скрипача, композитора (1782-1840) |
|
95 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева, российского историка, этнографа (1912-1992) |
|||
Луи Анри Буссенар родился 4 октября 1847 года в Эскренне (департамент Луаре, Франция). Едва он успел окончить медицинский факультет в Париже, как летом 1870 года началась франко-прусская война и Буссенар был мобилизован в армию. Служил он в качестве полкового врача, в сражении при Шампиньи Луи Буссенар был ранен. После войны он оставил медицину и вернулся в Париж, где целиком посвятил себя литературным занятиям. В 1877 году Буссенар начал публиковать остросюжетные романы, насыщенные географическим и естественно-историческим материалом. Уже первые его романы, увидевшие свет году в “Журналь де Вояж”, сделали его имя известным в литературных и читательских кругах - “Через Австралию” и “Путешествие парижского гамена вокруг света”. Обычно героями произведений Буссенара были молодые французы, выказывающие чудеса храбрости и сообразительности, а действие разворачивалось в отдаленных и малоизвестных странах - "Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума" (1879), "Похитители бриллиантов" (1883), "Голубой человек" (1888), "Без гроша в карманах" (1895), "Капитан Сорви-голова" (1901). В 1880 году Луи Буссенар был послан министерством народного просвещения во Французскую Гвиану для проверки состояния медицинского обслуживания. В результате этой поездки увидел свет один из лучших романов писателя - "Гвианские робинзоны" (в русском переводе - "Беглецы в Гвиане"). В последующие годы Буссенар посетил Африку (Марокко, Сьерра-Леоне), Америку, Австралию. После этих путешествий появились романы "Из Парижа в Бразилию" (1885), "Приключения в стране льдов" (1886), "Приключения в стране тигров" (1887), "Приключения в стране бизонов" (1887), "Горбунок" (1901). В своем творчестве писатель обращался и к другим жанрам, его перу принадлежат также научно-фантастические произведения - "Тайна доктора Синтеза" (1888), "Десять тысяч лет в ледяной глыбе" (1889). Под влиянием Дюма он отдал дань и историко-приключенческим романам - "Герои Малахова кургана" (1890), "Пылающий остров". Умер Луи Буссенар 11 сентября 1910 года в Орлеане. | |||||
Датой рождения
Сервантеса считается 29 сентября (день
святого Мигеля). Родился в семье хирурга,
бедного идальго. В 1570 принимал участие в
войне против турок. В морской битве при
Лепанто (7 октября 1571) Сервантес лишился
левой руки. При возвращении на родину, был
захвачен пиратами и продан в рабство
алжирскому паше. В неволе Сервантес
пробыл 5 лет. Четырежды пытался бежать, но
все попытки были неудачными. В 1580
Сервантес был выкуплен миссионерами и
возвратился в Мадрид, где занялся
литературным творчеством. Литература
приносила мизерный доход, что вынудило
Сервантеса переехать в Севилью и стать
агентом по закупке провианта для флота.
Позднее Сервантес поступает на службу в
качестве сборщика недоимок. За 6 лет,
отданных гражданской службе, (1587-1603)
Сервантес трижды оказывался в тюрьме. В
1602, во время очередного заточения в
севильскую тюрьму, Мигель де Сервантес
начал работу над романом "Хитроумный
идальго Дон Кихот Ламанчский". Успех
романа, вышедшего в свет в 1605, привел к
тому, что некий А. Фернандес де Авельянед
опубликовал "окончание" истории о
Дон Кихоте. Это заставило Сервантеса
написать вторую часть романа "Дон
Кихот Ламанчский", опубликованную в 1615.
Перед смертью Сервантес постригся в
монахи, вступив в Орден терциариев. Умер
Мигель де Сервантес 23 апреля 1616 в Мадриде.
Похоронен за счет братства Ордена
терциариев. Место захоронения не
известно. Мигель де Сервантес считается
творцом нового юмористического романа,
погубившего рыцарскую романтику. Среди
произведений Сервантеса - сонеты, элегии,
около 30 пьес, романы. |
|||||
Ле Корбюзье (Le Corbusier), настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере родился 6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фоне (Швейцария), в старинной семье граверов и художников. Там же обучался декоративно-прикладному искусству в Школе искусств. Уже в отроческом возрасте освоил технику эмали, которой успешно покрывал часовые циферблаты. В 1907-1911 годах предпринял путешествие в европейские центры древней цивилизации Он был одним из основателей «всемирного стиля» и был его самым талантливым пропагандистом. В архитектуре он следовал функционализму своего поколения, но имел также сильное чувство экспрессионизма. Он был первым архитектором, который изучил и применил аскетичный шероховатый бетон. Архитектор настаивал на том, чтобы проектирование здания осуществлялось так же продуманно, как и конструирование техники. Учился у Петера Беренса, пионера промышленного дизайна и учителя функционалистов Гропиуса и Мис ван дер Роэ. В 1917 году в Париже он подружился с идеологом пуризма Амеде Озанфаном. Они вмести внедряли в живопись элементы «машинного века», упрощая силуэты вещей, и в 1918 году выпустили теоретический труд «После кубизма». Их идеи легли в основу его концепции современной архитектуры. Позже, уже под псевдонимом «Ле Корбюзье», архитектор излагал эти идеи в собственном журнале «Экспри нуво» («Новый дух») (1920-1925). Ле Корбюзье сформулировал 5 отправных точек современной архитектуры.Везде свои архитектурные идеи Ле Корбюзье выражал с помощью нового строительного материала – железобетона. Он, как никто другой, умел «превращать железобетонный каркас в средство архитектурной выразительности». В градостроительных проектах 1920-30-х годов архитектор развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа, Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена и др.). В послевоенные годы широкую известность получила его теория урбанизации, поддержанная Международным союзом архитекторов CLAM и реализованная в планировке индийского города Чандигарха (1951-1956). Постройкам Ле Корбюзье 1950-х – начала 60-х присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия. В этот период созданы Чандигарх, разработан генеральный план Боготы. Последние годы он уделял все большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функции схемы здания и его архитектурных структур. | |||||
Имре Кальман окончил
Будапештскую музыкальную академию по
классу композиции. Свой творческий путь
Кальман начал с сочинения фортепьянных
и оркестровых произведений. Еще в
студенческие годы он пишет сонату для
фортепьяно и скерцино для струнного
оркестра. Но дарование Кальмана
полностью развернулось, когда он
обратился к опереточному жанру. В 1908
году Кальман пишет свою первую оперетту
"Осенние маневры".С 1909 года Кальман
жил в основном в Вене, где были созданы
его лучшие оперетты. В 1915 году в Вене
была поставлена оперетта Кальмана "Княгиня
Чардаш". Мелодраматический сюжет,
обработанный опытными либреттистами Л.
Штейном и Б. Йенбахом, позволил Кальману
проявить свое мастерство композитора,
чувствующего специфику жанра оперетты.
Огромный успех сопровождал и постановку
(1921) его оперетты "Баядерка", в
которой композитор часто использует
ритмы новых для того времени танцев -
фокстрота и шимми. К числу наиболее
известных оперетт Кальмана также
относятся поставленные в Вене "Марица"
(1924), "Принцесса цирка" (1926) и "Фиалка
Монмартра" (1930). Во время оккупации
Австрии фашистами Кальман вынужден был
эмигрировать; с 1940 года он жил в США.
Здесь он написал две оперетты и музыку к
нескольким фильмам. Музыка оперетт
Кальмана отличается остротой, легкостью,
красочной инструментовкой. Мелодика и
ритмика его оперетт близки по духу
венгерской народной песне. Одна из
последних оперетт Кальмана "Дьявольский
наездник" (пост. 1932) почти целиком
построена на национальных мелодиях и
ритмах. |
|||||
Николо
Паганини родился 27 октября 1782 в Генуе.
Одиннадцатилетним мальчиком Паганини
впервые выступил публично в Генуе, а в
1797, после краткого периода занятий в
Парме с А.Роллой, совершил свое первое
концертное турне. Своеобразие манеры
игры, ни с чем не сравнимая легкость
владения инструментом вскоре принесли
ему известность в масштабах всей Италии.
С 1828 по 1834 он дал сотни концертов в
крупнейших городах Европы, заявив о себе
как о самом удивительном виртуозе целой
эпохи. Творческий путь Паганини был
внезапно прерван в 1834 – причинами тому
явились пошатнувшееся здоровье
музыканта и ряд публичных скандалов,
возникших вокруг его фигуры. Умер
Паганини в Ницце 27 мая 1840
года. Игра Паганини раскрывала столь
широкие возможности скрипки, что
современники подозревали, будто он
владеет некой скрытой от других тайной;
некоторые даже считали, что скрипач
продал душу дьяволу. Все скрипичное
искусство последующих эпох развивалось
под влиянием стиля Паганини – его
приемов употребления флажолетов,
пиццикато, двойных нот и разных
аккомпанирующих фигураций. Его
собственные сочинения изобилуют очень
трудными пассажами, по которым можно
судить о богатстве технических приемов
Паганини. Некоторые из этих композиций
представляют лишь исторический интерес,
но другие – например, Первый концерт ре
мажор, Второй концерт си минор и 24
каприса – занимают почетное место в
репертуаре современных исполнителей. |
|||||
Гумилев Лев Николаевич родился 1 октября 1912 в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой. Брак родителей фактически распался в 1914, воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа». В 1926 переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930 ему отказали в поступлении в Пединститут им. Герцена из-за непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934 поступил на исторический факультет Ленинградского университета, в 1935 его впервые арестовали. Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 его восстановили на историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В 1944 ушел добровольцем на фронт и в составе Первого Белорусского фронта и дошел до Берлина. Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского университета и поступил в аспирантуру Института Востоковедения. В 1948 ему удалось защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные монографии – Хунны и Древние тюрки. В 1956 вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1960 вышла в свет книга Хунну, вызвавшая диаметрально противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию Древние тюрки, написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961, а в 1963 стал старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском университете, где и проработал до конца жизни. Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Труды Л.Н.Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды в собственном смысле слова. |
|||||