КАЛЕНДАРЬ МЕСЯЦА (июль 2007 года) | |||||
/январь-декабрь 2007/январь/февраль/март/апрель/май/июнь/август/сентябрь/октябрь/ноябрь/декабрь/ | |||||
130 лет со дня рождения Германа Гессе (Хессе), немецкого писателя (1877-1962) |
|
205 лет со дня рождения Александра Дюма (отца), французского писателя (1802-1870) |
|||
о писателях | |||||
календарь месяца | |||||
чтение для души | |||||
портрет книги | |||||
экскурсия по книгам мира | |||||
книжные новинки |
190 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского (Гайвазовского), русского художника (1817-1900) |
200 лет со дня рождения Джузеппе Гарибальди, итальянского политического и военного деятеля (1807-1882) |
|||
новинки нашей библиотеки | |||||
это интересно знать | |||||
это весело | |||||
домой | |||||
65 лет со дня начала Сталинградской битвы (1942) |
|
145 лет со дня основания Российской государственной библиотеки (1862) |
|||
Герман Гессе
родился 2 июля 1877 в Кальве (Вюртемберг,
Германия). Бросив школу и проработав
некоторое время книготорговцем и механиком,
обратился к литературному творчеству.
В первых своих повестях, «Петер
Каменцинд» (1904) и «Под колесом» (1906),
описал конфликт подростка, а затем
молодого человека с провинциальным
миром Швабии. Темой следующих его
произведений – например, цикла рассказов
«Кнульп» (1915) и романа «Демиан» (1919) –
стала попытка одинокого, чуткого к окружающему
миру человека найти путь к счастью и внутреннему
удовлетворению. В работах этого
периода заметен интерес к психоанализу,
которым Гессе особенно увлекся после
переезда в Швейцарию в 1912. Однако
самое сильное влияние на творчество
писателя оказывали тогда идеи Ф.Ницше.
Итогом путешествия Гессе в Индию стала
повесть «Паломничество в Страну
Востока» (1932), а смутное время после
окончания Первой мировой войны нашло
отражение в романе «Степной волк» (1927),
где средствами психоаналитической и экспрессионистской
образности рисуется фигура главного
героя, сочетающего в себе полярные
устремления к цивилизации и варварству.
В более поздних произведениях Гессе
упор делается уже не столько на романтические
порывы, сколько на необходимость их обуздания,
подчинения требованиям традиции. В этом
смысле особенно характерны два его
замечательных романа, «Нарцисс и
Златоуст» (1930) и «Игра в бисер» (1943), в которых
самоотверженной духовной дисциплине
противопоставлена творческая инициатива
индивидуума. Помимо романов, Гессе
опубликовал большое количество очерков
по различным вопросам литературы и культуры
вообще, а также несколько сборников
стихов. |
|||||
Александр Дюма (отец) родился в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Отец будущего писателя был генералом, сражавшимся в рядах республиканской армии; дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке. Генерал Дюма, будучи убежденным республиканцем, впал в немилость при Наполеоне и вышел в отставку. Он умер в 1806 году, не оставив семье достаточных средств для существования. Проучившись несколько лет в местной школе, юный Дюма начинает трудовую жизнь в качестве писца у нотариуса в Виллер-Котре. В 1822 году Дюма переселяется в Париж, где при содействии друзей отца ему удается получить скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского. После трех лет упорного труда и усиленного чтения Дюма начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов "Современные новеллы" (1825), не отличающимся особыми литературными достоинствами. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра "Одеон" свою первую романтическую драму - "Генрих III и его двор". Пьеса обличала кровавые преступления французского королевского двора XVI века; по своей идейной направленности была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов. Июльская революция 1830 года увлекает Дюма. Он примыкает к оппозиции, протестуя против реакционного режима Луи-Филиппа. В 1830-х годах Дюма начинает работу над циклом романов, которые должны были отразить огромный период исторического развития Франции - от Карла VII (1422-1461) до середины XIX века. Первым произведением этого цикла стал роман "Изабелла Баварская", источником для которого послужило исследование Баранта "История герцогов Бургундских". Следующий роман - "Асканио" (1840) - представляет читателю двор французского короля Франциска I. Герой романа - знаменитый ваятель итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини. В это же время Дюма проявляет интерес к России и пишет исторический роман "Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге" (1840), посвященный жизни декабристов И. В. Анненкова и его супруги П. Е. Анненковой. Проникнутые чувством сострадания к жертвам царского произвола, "Записки" были запрещены царской цензурой к публикации в России и впервые были напечатаны в русском переводе лишь в 1925 году. В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения: "Три мушкетера" (1844) с двумя продолжениями - "Двадцать лет спустя" (1845) и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (1848-1850), "Граф Монте-Кристо" (1844-1845), "Королева Марго", "Шевалье де Мезон-Руж" (1846), "Мадам де Монсоро" (1846), "Две Дианы" (1846), "Сорок пять" (1848). В 1850-е годы Дюма отходит от своих былых романтических позиций и пишет ряд исторических романов, среди которых: "Исаак Лакедем" (1852), "Анж Питу" (1853), "Графиня де Шарки" (1853-1855), "Парижские могикане" (1854-1858). Революция 1848 года по-разному вовлекла в круговорот политических событий многих известных писателей Франции. Дюма выставляет свою кандидатуру в депутаты Национального собрания, но проигрывает выборы. Значительным событием в жизни Дюма стало его знакомство с Гарибальди - героем национально-освободительного движения в Италии, боровшимся против австрийского господства. Дюма сопровождал Гарибальди в его героическом походе в Сицилию (1860) и после свержения неаполитанского короля был некоторое время директором национальных музеев в Неаполе. В 1866 году, во время войны между Пруссией и Австрией, Дюма становится корреспондентом и шлет с фронта в парижские газеты обзоры военных действий. Все биографы отмечают, что последние годы жизни писатель провел в крайней бедности. От нищеты его спасали дети - дочь-писательница и сын Александр Дюма, известный драматург. |
|||||
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося. Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе. Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью. Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств. В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ. Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов. Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой". Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году. Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский. |
|||||
Джузеппе
Гарибальди,
итальянский политический деятель, один
из лидеров движения за объединение
Италии. Отец Гарибальди, Доменико, был
потомственным мореходом; мать -
урожденная Роза Раймонди. Первыми
учителями Гарибальди были аббат
Джованни Джаконе и отставной офицер
Арена. С 15 лет Гарибальди плавал юнгой, а
затем матросом на торговых судах
частных владельцев и сардинского
военного флота. В 1833 году он вступил в
тайное революционное общество "Молодая
Италия", основанное |
|||||
17
июля 1942 - 2 февраля 1943, во время Великой
Отечественной войны. В оборонительных
сражениях (до 18 ноября) в районе
Сталинграда и в самом городе войска
Сталинградского (до 28 сентября Маршал
Советского Союза С.К. Тимошенко, с 23 июля
генерал-лейтенант В.Н. Гордов, с 9 августа
генерал-полковник А.И. Ерёменко), Юго-Восточного
(7 августа — 27 сентября 1942; генерал-лейтенант,
с 15 января 1943 генерал-полковник К.К.
Рокоссовский) фронтов остановили
наступление германских 6-й полевой и 4-й
танковой армий. 19—20 ноября войска Юго-Западного
(с 22 ноября; генерал-лейтенант, с 7
декабря генерал-полковник Н.Ф. Ватутин),
Сталинградского (с 28 сентября; генерал-полковник
А.И. Ерёменко) и Донского фронтов перешли
в наступление и окружили в районе
Сталинграда 22 дивизии (330 тыс. человек).
Отразив в декабре попытку противника
деблокировать окружённую группировку,
советские войска ликвидировали её. 31
января - 2 февраля 1943 остатки 6-й
германской армии во главе с генерал-фельдмаршалом
Ф. Паулюсом сдались в плен (91 тыс. человек).
Победа в Сталинградской битве имела
огромное политическое, стратегическое и
международное значение. |
|||||
Российская государственная библиотека - одна из самых крупных библиотек в мире. В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 42 млн. единиц хранения. В фондах Российской государственной библиотеки имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, изданий, диссертаций, газет и др. | |||||